Не часто получается так, что новая, не слышанная ранее музыка приходиться как раз кстати, но именно так произошло с группой Juluka! Так же не часто из всего потока новой музыки что-то переслушивается больше 2-х раз, этих же ребят слушаю постоянно и везде и пока не надоедает! Итак, представляю вашему вниманию "Сокровище Южной Африки" - группу Juluka:
Johnny Clegg & Juluka
"Национальное сокровище Южной Африки было основано в 1969 году Джонни Клеггом (Johnny Clegg) и Сифо Мчуну (Sipho Mchunu).
Джонни Клегг родился в Англии, а вырос в Зимбабве. Когда ему было 7 лет от роду, его семья переехала в Южную Африку. А поскольку его мать была джазовой певицей, а отчим - криминальным репортером, кругозор маленького Джонни был не в пример шире, чем у его сверстников. При этом Клегг, не пренебрегая уличной жизнью, занимался и академическим образованием. И вот, когда он учился в Иоханесбургском Университете, ему пришло в голову смешать западный подход к мелодии с зулусскими музыкальными структурами и танцами и посмотреть, что получится.
А ведь он был специалистом, потому что когда ему было 14 лет, он где-то познакомился с уличным музыкантом Чарли Мзилу, который два года учил его зулусской музыке и танцам.
А в 1969 Джонни встретил в Иоханнесбурге безработного садовника и музыканта Сифо Мчуну, который приехал в столицу в поисках работы. Клеггу было 16 лет, Мчуну - 18; они столкнулись лоб в лоб, и Мчуну вызвал его на соревнование - кто лучше играет на гитаре. После этого они стали друзьями. А вскоре они начали выступать вместе, основали группу и назвались Juluka по имени любимого быка Сифо.
С самого начала музыка Juluka была точно связано с местом и временем своего появления, что делало ее такой же вневременной и универсальной, как лучшие песни Боба Марли или Дилана.
Музыка Juluka перемешала все музыкальные стили: популярные в Южной Африке maskanda и mbaqanga.
Масканда - это нечто вроде зулусского блюза - вот идет человек по дороге, идти ему еще очень и очень далеко, и чтобы не было скучно в пути, он подыгрывает себе на каком-нибудь легком инструменте и поет сам себе о проблемах своей жизни; ну, а если кто-то услышит, так еще и лучше. И говорят, что музыканты масканда - всю жизнь поют одну и ту же песню. Просто она становится все длиннее и длиннее.
Мбакуанга же - это что-то вроде южно-африканского джаза. Однако музыка Juluka - значительно больше, чем просто смесь зулусских стилей с западными. Это что-то уникально новое.
Клегг вспоминает: "Мы делали то, чего никто еще не пытался делать. Мы запускали воздушного змея и надеялись, что в него ударит молния". В 1976 они записали первый сингл "Wosa Friday"
Создавалась музыка Juluka, в условиях не особо к не располагающих.
В 1969 году в Южной Африке белые и черные прросто не перемешивались. Белые были по хорошую сторону забора, черные - по не очень хорошую. И общение между ними было запрещено законом. Эта политика называлась "апартеид", то есть - "разделение"; и именно этим "апартеидом" Южная Африка была печально известна на весь мир.
В условиях "апартеида" группе, в которой играли и белые, и черные, играть было негде. Ни о каких хорошим залах, рекламе или радио нечего было и думать. Вся их известность случилась из-за постоянных концертов; а играть они могли только в частных помещениях, ибо южноафриканские законы абсолютно запрещали выступления расово смешанных коллективов в общественных местах. И - пробуя закон на прочность - они играли в университетах, церковных залах, общежитиях рабочих-мигрантов и даже в частных домах (иными словами - "квартирники"). А полиция, как ей это и положено, пыталась прикрыть все концерты, какие могла. За счет этого слухи про новую группу распространялись все шире и шире.
Более того, Клегга, хоть он и был белым, неоднократно арестовывали и избивали за его тексты и вообще - выступления против апартеида. Его еще иногда называют "Белый Зулу".
Несмотря на неблагоприятные условия, Juluka продолжала играть и становиться все более и более популярной. Когда вышел их первый альбом "Универсальные Люди", комментаторы сочли их музыку "слишком черной для белых и слишком белой для черных". Но деваться от них было уже некуда; многие годы подпольных концертов сделали их народными любимцами.
И когда их песни все-таки попадали на радио, радиоведущие и слушатели - плакали; просто от того, что возможно услышать такое - по радио.
Со временем их начали неохотно передавать по радио; полтом вышел второй альбом и ряд их песен снова попал в списки запрещенных - но к этому времени их имя начало становится известным и за пределами Южной Африки.
В 1982-83м годах группа с успехом проехала по Европе и Северной Америке.
При этом трудности не прекращались. Джонни Клегг вспоминает, что держать группу на плаву было ох как непросто:
"Juluka - это были Сифо и я. Остальные музыканты все время менялись. Мы сменили что-то вроде восьми ударников и пяти басистов. Никто из них не мог понять - что мы пытаемся сделать.
Приходилось вести борьбу на два фронта: с внешней стороны мы бились со средствами массовой информации, с радио, с телевидением, с правительством; а внутри группы все время шла война со своими же музыкантами".
Но другого пути у них не было: для Клегга и Мчуну смешивать музыкальные культуры было делом совершенно логичным.
"Мы были абсолютно уверены в правильности того, что мы делаем".
Как бы то ни было, "восход не длится все утро", как справедливо замечал классик. Записав два платиновых и пять золотых альбомов Juluka все-таки расвалилась, не выдержав противоречий. По просьбе своего отца Мчуну вернулся к традиционной жизни на ферме.
"Понимаете" - говорит Клегг, "у него 29 детей и пять жен. Он больше не может ездить по всему миру с концертами".
Мчуну же - на деньги, заработанные в Juluka - занялся постройкой школы у себя в деревне. Когда же опять соскучился по музыке, то собрал свою собственную группу "Нама Бхубези", занимавшуюся традиционной музыкой безо всяких примесей рока, записал с ними два альбома и проехал с концертами по Южной Африке, но время было для этого неподходящим.
"Во второй половине 1980-х народная музыка считалась у нас в Южной Африке пережитком прошлого. Она казалась политически отсталой, тянущей назад."
Однако через семнадцать лет после того, как они разошлись в разные стороны, Джонни и Сифо сошлись еще один раз. И не просто сошлись, а триумфально проехали с концертами по белу свету; и не только проехали, а и записали совершенно новый альбом с названием прямо из Корнея Чуковского: "Крокодилья Любовь".
Говорят, что если долго сидеть на берегу реки, течение пронесет мимо труп твоего врага. Когда Juluka только начиналась, ни Джонни , ни Сифо не приходило в голову сражаться с политической системой - им просто хотелось играть ту музыку, которую они любили.
И музыка, в итоге, оказалась сильнее политики.
В 1994 году апартеид успешно прекратил существовать, и теперь Juluka считается национальным сокровищем, а Джонни Клегг - одним из самых выдающихся детей Южной Африки. Замечательная история
И поэтому все, что я вам рассказывал - не так уж важно, а важна только музыка; и если эта музыка тронет ваше сердце и найдет отклик в теле - значит моя цель достигнута, тьма разогнана, и октябрь по-прежнему прекрасен."
БГ, аэростат от 18 октября 2009г.
Johnny Clegg & Juluka - Universal Men (1979)
http://mega.co.nz/#!nk5mjaLS!P6fE92q1en … 0E2q5GnmwQ
128