Форум Города N

Объявление

Внимание! Новый адрес форума: Forum-N.ru
В переходный период (до 19 мая 2024 года) будут работать оба адреса, старый и новый.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Города N » Музыкальный коктейль » Интересные факты о музыке


Интересные факты о музыке

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Музыка повышает активность мозга

Лос-Анджелес, Август 2006 (Новый Регион, Всеволод Ягужинский) – ученые с медицинского факультета Стэнфордского университета в Калифорнии установили, что на деятельность человеческого мозга самым прямым образом влияет музыка.

Как сообщает корреспондент «Нового Региона», данное открытие уже заявлено как первый шаг в «декодировании» мозговых процессов человека. Используя в своей работе метод измерения частоты магнитного резонанса, ученые прикрепляли датчики к головам добровольцев.

Во время измерений включалась запись симфоний английского композитора XVIII века Уильяма Бойса. Выбор не случаен, так как именно в симфониях Бойса присутствуют хорошо определяемые по звучанию части.

В момент смены частей симфонии, приборы фиксировали активность в двух различных долях человеческого мозга. Одна зона активности находится внизу лобного участка коры головного мозга, а другая – в задней части того же участка. Напоминаем, что именно последняя отвечает за внимание и запоминание.

Учитывая, что активность расположенных в правом полушарии обеих зон, развивалась последовательно, исследователям удалось установить и подтвердить, что именно правое полушарие отвечает за эмоциональное восприятие.

Данный метод, по словам ученых впоследствии позволит изучать процессы в других областях мозга.

0

2

Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике

С давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Ни одно искусство не сравнится с музыкой силой эмоционального воздействия.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.

Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Известно, что музыка оказывает и лечебное воздействие на организм человека. Еще Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных.

В XVI веке музыка стала применяться во время хирургических операций.

Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский, создатель прогрессивной и актуальной по сей день педагогической системы, ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Известный немецкий композитор, педагог, создатель детского музыкального инструментария Карл Орф в 1924 году основал в Мюнхене школу, в которой обучение и воспитание детей проводилось по системе ритмических движений (гимнастика, танец, пантомима), в сочетании с коллективным музицированием.

Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б.Барток, Ш.Сузуки, Д.Кабалевский и мн. др.) говорят о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. В настоящее время в ряде стран (Англия, Канада, Япония и др.) музыкальное искусство является обязательным предметом не только в общеобразовательной школе, но и в высших учебных заведениях.

Результаты современных исследований в области влияния музыки на ребенка дают почву для размышлений о необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности - начальной. У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов, преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика музыкального искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста.

В настоящее время музыка активно применяется в психотерапевтической практике. В.М.Бехтерев говорил об огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни, подчеркивая также ее лечебное и гигиеническое значение. В своей работе «Объективная психология» он говорил о влиянии музыки на деятельность сердца, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность и другие функции и разделял это влияние на стеническое и астеническое.

Стеническое - положительное влияние тоновых раздражителей, гармонии, мелодии и ритма на функцию органов, астеническое - угнетение дыхания, обмена веществ, спазм сосудов. Музыка, оказывающая стеническое влияние обладает определенными характеристиками - темп на уровне частоты сердцебиений, регулярный ритм, отсутствие слишком высоких звуков, динамика на уровне средней громкости звучания, преимущественно гармонические каденции и др.

Во многих работах (В.Стилман 1990, Дж.Уайт 1992 и др.) продемонстрирован позитивный эффект от восприятия музыки на физиологические и поведенческие реакции, а также на эмоциональное состояние человека в ситуациях, вызывающих тревожность.

Музыка не просто воспринимается через эмоции, но и способна их корректировать. Т.Ю.Алексеевой музыкальное искусство представлено как средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников (1998г.). Все это говорит о том, что восприятие детьми специально подобранной музыки дает психотерапевтический и общеоздоровительный эффект, необходимость которых также актуальна в наше время.
Музыка также оказывает положительное влияние на интеллект ребенка.

Венгерский педагог Золтан Кодай считал, что «без музыки человек не может быть полноценным - он всего лишь фрагмент». Еще в 1951 г. он создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу».

Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции (В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова 1983 г.), цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Следовательно, восприятие музыки вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия (А.В.Торопова 1995 г.).

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993- 1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность (Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова 1998 г.).

Следовательно, под влиянием пролонгированного сенсорного притока в виде фрагментов специально подобранной музыки улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит - повышается способность мозга к обучению.

Использование музыки в преподавании других школьных предметов способствует решению еще одной важной задачи. Тесное взаимодействие науки и искусства позволяет развивать у детей способность целостного видения окружающего мира. Сочетание музыкального искусства с основами наук в начальной школе гармонизует абстрактно-логическое мышление с образным. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Нет сомнений в том, что музыка лечит тело и душу. То, что музыкой можно учить, еще предстоит доказать. Но не будем забывать, что музыка просто дарит нам необъяснимую радость. Может быть потому, что, соприкасаясь с ней, мы более или менее осознанно переживаем что-то из нашего духовного существования...

0

3

Музыка конструирует мозг

Сканирование мозга позволило ученым выявить, как годы музыкальной практики изменяют мозг профессиональных музыкантов.

Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо
больше нервных клеток. Профессор Готтфред Шлауг обследовал профессиональных
музыкантов и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения, используя метод
ЯМР. Обе группы были представлены мужчинами. 4 зоны мозга у музыкантов содержали
большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. Все 4 зоны обычно
связываются с музыкальными способностями.

Однако профессор убежден, что дополнительные исследования необходимы, чтобы
окончательно разобраться, как же происходит перестройка мозговой ткани в соответствии
с профессиональной деятельностью. Альтернативным объяснением полученного факта
может быть то, что эти люди родились с таким мозгом, что и "сделало" их талантливыми музыкантами.

Однако эксперименты на животных показали, что мозг действительно может перестраиваться в соответствии с повторяющейся деятельностью.

К такому же результату пришли исследователи, которые изучали мозг людей. Так,
было показано, что, например, мозг водителей такси имеет гораздо больший гиппокамп
в сравнении с другими людьми. Именно эта часть мозга связывается с навигационными
задачами.

Более того, было показано, что у водителей такси, которые имеют больше
часов опыта вождения, некоторые зоны гиппокампа больше, чем у тех водителей,
которые имеют меньший опыт вождения.

0

4

Музыкальные галлюцинации

Музыка, сама по себе звучащая в голове. Знакомо?

Бывает такое, наверное, с каждым, чего уж там. Прицепится какая-нибудь "девушка Прасковья", покрутится-покрутится и перестанет. Другое дело, когда мелодия начинает звучать беспрерывно и воспринимается, как будто приходит извне. Вот это — беда.

"Песня, время от времени играющая в вашей голове – это нормально. Другое дело, музыкальные галлюцинации, они становятся серьезной проблемой. Люди не могут спать, не могут думать", — говорит британский психиатр Виктор Азиз (Victor Aziz), который вместе с коллегой Ником Уорнером (Nick Warner) недавно вновь обратил внимание учёных на психопатологическую проблему "музыки в мозге".

Что представляют собой эти галлюцинации, и каково с ними жить — объясним на примере.

Жила-была в Калифорнии 70-летняя женщина, назовём её мисс Мэгги. Однажды ночью она проснулась от небольшого, обычного как дождь в этих краях землетрясения.Наконец, земля перестала трястись, и Мэгги попыталась заснуть. Но тут она услышала мелодию — в голове довольно громко, но не оглушительно зазвучала грустная старая песня в духе "Как молоды мы были".

Когда Мэгги была девочкой, эту песню играл на пианино её отец. И вот теперь пожилая женщина сидит в кровати и слушает, заснуть не может. Песня продолжается,повторяясь в течение многих часов. Неизвестно как, но Мэгги удалось отключиться.Утром она пришла в себя под ту же "Как молоды мы были".

New York Times сравнила мозг человека, страдающего от музыкальных галлюцинаций, с плеером iPod.

Постепенно, в течение нескольких месяцев репертуар обогатился,зазвучали другие мелодии. Музыка часто начинала звучать, когда Мэгги ложилась спать или когда вела автомобиль. В любом случае "концерт" длился по несколько часов. Звучание всегда было ярким, как будто неподалёку играл оркестр.

Разумеется, женщину это стало напрягать. Через какое-то время она нашла единственный способ выключения музыки в голове — к сожалению, для этого должно было играть радио — клин клином.

Вместе с тем, у мелодий в голове было ещё одно зловещее качество: даже самые любимые музыкальные произведения, единожды прозвучавшие "внутри",невозможно было воспринимать из обычных источников, они дико раздражали.

После нескольких месяцев пытки Мэгги всё-таки решилась обратиться со своей проблемой к врачу. Как ни странно, рассказ пациентки доктора не удивил. Он сообщил женщине, что та страдает от малоизвестного и редкого расстройства — музыкальных галлюцинаций — и относится к небольшому, но существенному количеству людей,которые слышат музыку, которой просто нет.

Большинство страдальцев — пожилые люди. Песни часто являются к ним из самых глубоких "архивов" памяти. У одних звучит итальянская опера, которую в незапамятные времена любили слушать родители. У других грохочут гимны, играет джаз или шумят популярные мелодии.

Кто-то привыкает и даже получает удовольствие, но таких единицы. Основная масса пытается музыку остановить: закрывают окна и двери, засовывают вату в уши или спят с подушкой на голове — не помогает, конечно.

Между тем, музыкальные галлюцинации — не новое явление, они вторгались в умы людей прошлых столетий. Например, знаменитый композитор Роберт Шуман галлюцинировал музыкой в конце жизни и зафиксировал этот факт – сообщил потомкам, что писал под диктовку призрака Шуберта.

Но эти галлюцинации долгое время не признавались медиками как самостоятельное расстройство. Были попытки связать музыкальные галлюцинации с целым диапазоном состояний человека, включая старость, глухоту, мозговые опухоли, передозировки препарата и даже пересадки печени.

Но ясно было только одно: музыкальные нельзя путать и смешивать с другими галлюцинациями,типа голосов и видений, так как человек может слушать мелодии без какого-либо иного искажения реальности.

Роберт Шуман признался в галлюцинациях.

Первое масштабное исследование музыкальных галлюцинаций было проведено в японской психиатрической больнице в 1998 году. Там обнаружилось, что слышат музыку в голове 6 из 3 тысяч 678 пациентов. Это соотношение, впрочем, не отражает реального положения дел, так как все пациенты имели серьезные психические расстройства.

Так вот, японские психиатры и их немногочисленные последователи выяснили, что наш мозг обрабатывают музыку через уникальную сеть нейронов. Сначала звуки при входе в мозг активизируют область около ушей, названную первичной слуховой корой,которая начинает обрабатывать звуки на самом основном их уровне.

Затем слуховая кора передаёт собственные сигналы другим областям, которые могут признать более сложные особенности музыки, типа ритма и мелодии.

Оказалось, что эта сеть нейронов в слуховой коре может начать работать не так,как надо, не затрагивая своим "сбоем" никаких других областей мозга.

Продолжил работу в данном направлении Тимоти Гриффитс (Timothy Griffiths),британский эксперт по расстройствам слуха из медицинской школы университета Ньюкасла (Newcastle University Medical School). В прошлом году он изучил шестерых пожилых пациентов, у которых музыкальные галлюцинации появились вместе с глухотой.

При помощи позитронной эмиссионной томографии учёный обнаружил несколько областей в мозге, который стали более активными во время музыкальных галлюцинаций. Результат доктора озадачил: "Я увидел почти то же, что и у нормальных людей, которые слушают музыку", — признался Гриффитс.

Главное отличие, по его словам, в том, что музыкальные галлюцинации не активизируют первичную слуховую кору, а используют только части мозга, ответственные за превращение простых звуков в сложную музыку.

Согласно гипотезе Гриффитса, обрабатывающие музыку области мозга непрерывно ищут образцы в сигналах, поступающих от ушей. Поскольку этим областям нужна мелодия, они усиливают определенные звуки, которые соответствуют музыке, и минимизируют посторонние шумы.

Когда в уши не поступает никаких звуков, части мозга могут попытаться ухватиться хоть за что-нибудь, за случайные импульсы и сигналы, попробовать создать из них некую структуру, копаясь в воспоминаниях. Так несколько нот могут внезапно превратиться в знакомую мелодию.

Для большинства из нас это может закончиться производством песни, которая с трудом, но выйдет из нашей головы, поскольку постоянный поток информации, входящий в наши уши, подавляет эту музыку. У глухих этого потока, понятно, нет, поэтому они могут слышать музыку всё время.

Допустим, с музыкальными галлюцинациями у глухих Гриффитс разобрался. Но как быть со слышащими людьми, вроде мисс Мэгги? Мы возвращаемся к психиатру Виктору Азизу. Его исследование – самое свежее и, как говорят, самое масштабное за всё время.

По данным британских медиков, в возрасте 65 лет от музыки в голове страдает один из 10 тысяч человек (хотя истинные масштабы установить невозможно – многие свои мелодии скрывают). Тем и ценно исследование Азиза и Уорнера, так как они проанализировали аж 30 случаев музыкальной галлюцинации (в среднем пациенту было 78 лет, треть из них были глухими).

Выяснилось, что у женщин музыка играет в голове чаще, чем у мужчин. В двух третях случаев пожилым слышится религиозная музыка. Но Азиз считает, что "в будущем люди станут галлюцинировать и популярной, и классической музыкой, тем,что сегодня слышат постоянно".

Психиатры думают, что музыкальные галлюцинации происходят, когда люди лишаются богатой звуками окружающей среды, теряют слух или живут в изоляции, а дальше– практически те же объяснения, что и у Гриффитса.

Музыкальные галлюцинации могут быть объяснением того, как Бетховен,уже будучи глухим, писал музыку.

При отсутствии звуков, поступающих через уши, мозг производит случайные импульсы,которые интерпретирует как звуки, затем обращается за помощью к воспоминаниям о музыке, и песня начинается.

Азиз полагает, что музыкальные галлюцинации распространены и среди молодёжи,просто мы об этом не знаем. Любопытно, что доктор отыскал одного 28-летнего американца, который научился жить с галлюцинациями и даже нашёл в них источник комфорта — музыка в голове отражает его эмоциональное состояние.

"Она играет на заднем плане, как музыка в кинофильме, — говорит этот молодой человек. — Иногда эта мелодия останавливается, и это заставляет меня чувствовать себя неуверенно, будто я оказался не в том месте не в то время, кажется, будто что-то не так".

Музыкальные галлюцинации только пока считаются редким расстройством, но вскоре,по мнению Азиза, могут стать обычным делом, поскольку современный человек живёт в наводнённом музыкой мире (слыхали о зубной щётке, транслирующей музыку через челюсть?).

Сейчас она звучит почти везде и практически отовсюду — не только из плееров,радиоприёмников, телевизора, но и в лифтах, спортзалах, торговых центрах, на улицах. Не исключено, что потом эта музыка сама по себе заиграет в головах.И ещё хорошо, если это будет не "девушка Прасковья".

+1

5

Музыка помогает переносить физическую боль

Психологи из Шотландского университета в Глазго (Glasgow Caledonian University) провели опыты на людях и пришли к выводу, что музыка может действовать как болеутоляющее.

В ходе лабораторных исследований учёные попросили добровольцев держать руку в очень холодной воде так долго, насколько это возможно.

Одной группе волонтёров во время эксперимента предложили просмотреть выступление комика по телевизору, другую попросили считать в уме, а третьей дали возможность послушать любимые мелодии на выбор: панк, рок, фолк, классику и так далее.

Выяснилось, что слушатели музыки продержались дольше всех. Исследователи полагают, что музыка наиболее сильно эмоционально захватывает и отвлекает человека, уменьшая беспокойство и повышая терпимость к дискомфорту.

"Самым удивительным выбором была песня "Firestarter" группы Prodigy. Согласитесь, это не та музыка, которая позволяет расслабиться, — рассказала проводившая эксперимент доктор Лора Митчелл (Laura Mitchell). — Однако человек, выбравший эту песню, терпел боль в пять раз дольше остальных слушателей".

0

6

Генетические коды и музыка

Найджел Хелиер (Nigel Helyer) из университета западной Австралии (Univesrity of Western Australia) и университетская лаборатория SymbioticA создали проект GeneMusiK, превращающий генетические коды в музыкальные произведения и наоборот.

Попытки превращать расшифрованные последовательности ДНК в ноты — предпринимались и ранее. Но авторы проекта утверждают, что впервые такая работа "зашла так далеко".

Создатели GeneMusiK не просто разработали математические алгоритмы преобразования генетических кодов в музыкальные композиции, но и осуществили противоположную трансформацию — они научились превращать ноты в цепочки ДНК.

Любая мелодия может служить образцом для синтеза искусственной ДНК. После такого синтеза биологи внедряют фрагмент "музыкального" кода в гены бактерий, разводят их в пробирках.

А потом — после ряда этапов размножения и мутаций — снова проводят расшифровку генетического кода и преобразовывают его в ноты, уже отличающиеся от исходных.

Такие записи авторы проекта называют "музыкальные формы, которые мутировали в биологическом контексте".

На этом история музыкального фрагмента не заканчивается. Авторы предполагают продавать такие "мелодии" в качестве оригинальных украшений.

Это миниатюрные пробирки с культурами, несущими в своих генах "музыкальный" код. Видимо, пробирки будут встроены в брошки или перстни.

Также к "украшениям" прилагается CD с записью выработанной бактериями "композиции" и, разумеется, сертификат аутентичности.

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум Города N » Музыкальный коктейль » Интересные факты о музыке


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно