Ravi Shankar - At the Concert for Bangladesh
Индийская музыка
Сообщений 81 страница 100 из 115
Поделиться822009-03-13 22:57:17
Aashish Khan
Golden Strings of the Sarode
1. Raag Lalita Gouri [Alaap]
2. Raag Bhimpalashree [Gat in Jhaptal]
3. Raag Mishra Bhairavi [Gat in Dadra]
Original Release Date: December 6, 2005
Я уже выкладывал Aashish Khan'а, вот ещё один диск!
Поделиться832009-03-22 01:10:01
Amjad Ali Khan, Amaan Ali Bangash, Ayaan Ali Bangash
Saaz Sarod - Volume 2
Original Release Date: January 1, 2005
1. Raga Shuddha Sarang - Alap; Madhyalaya Teen Taal; Drut Teen Taal 30:39
2. Raga Puriya Dhanashri - Madhyalaya Chaar Taal Ki Sawari; Madhyalaya Jhap Taal; Drut Teen Taal 15:37
3. Raga Pilu - Thumri In Dadra Taal 15:08
https://musify.club/release/saaz-sarod- … 005-855644
Я уже выкладывал один CD (Sarod trio) этих музыкантов, вот ещё один. Кому понравился первый - качаем, слушаем!
Поделиться842009-03-22 01:18:52
Ещё невыложенные записи с сародом медленно, но верно подходят в моей фонотеке к концу.... Дальше можно повыкладывать например саранги, вину, Jugalbandi... Есть у кого-нибудь пожелания, что бы он хотел тут видеть?
Поделиться852009-03-22 01:50:14
а Jugalbandi это что? (простите за невежественный вопрос). А на саранги есть интересная музыка? Я вот этот диск сюда выкладывал, как-то меня в этом дуэте больше табла впечатлила... А вообще, хотелось бы побольше shehnai! А вообще, конечно, буду рад всему, что выложишь!)))
Поделиться862009-03-22 03:04:55
Jugalbandi это у них так называется такой дуэт, когда есть пара разных солирующих инструментов, которые равноправно развивают рагу. Я где-то тут, никак не найду где, выкладывал диск один неопознанный Amjad Ali Khan & Lalgudi. Так это оно. Там дуэт сарода и скрипки играет рагу... Malkauns вроде...
А! Ustad Sultan Khan (Sarangi), Zakir Hussain (Tabla) Raag Jait - Live, да, помню такй диск, помню... Вот как раз этого дуэта есть несколько CD... Поющая саранги, Марва... и ещё что-то. Jugalbandi с саранги в составе... Из похожего скрипка - Lalgudi, Jog.
Shehnai? Ustad Bismillah Khan (Есть очень замечательный "Greatest Jugalbandi" Bismillah Khan&Vilayat Khan) в основном... но есть и не только он!
Поделиться872009-03-28 05:12:59
Sinaps огромное спасибо за раги, очень понравилась сборочка Saaz Sarod - Volume 2
Поделиться882009-03-28 19:36:26
Sinaps СПАСИБО
Поделиться892009-03-28 21:56:05
Sarod, Vocal
Ali Akbar Khan, Asha Bhosle, Swapan Chaudhuri
Legacy: 16th-18th Century Music from India
February 20, 1996
1. Guru Bandana (Prayer)
2. Hori in Kukubh Bilawal
3. Tarana in Adana
4. Tarana in Bhimpalasri
5. Kheyal in Gour Sarang
6. Dhrupad in Sankara Bharan
7. Sadra in Sankara Karan
8. Tarana in Mian Ki Malhar
9. Tarana in Bhimpalasri [Sat Sangat Style]
10. Tarana in Bhupali
11. Hori in Bhairavi
12. Prayer in Bhairavi
http://www.mediafire.com/file/0cpfem3ww … ndia_F.rar
320
Сарод как акомпанирущий пению инструмент. Ali Akbar Khan играет на сароде, Asha Bhosle поёт. Swapan Chaudhuri ударные.
Поделиться902009-03-28 22:25:52
Sarod
Ustad Amjad Ali Khan
Music from the 13th Century [LIVE]
January 25, 2005
1. Raga Shahana - Alaap, Jor And Jhala 22:17
2. Raga Bahar - Aochar 4:52
3. Raga Bahar - Composition In Jhaptaal (10 Beat Cycle) 14:23
4. Raga Bahar - Composition In Teentaal (16 Beat Cycle) 24:26
https://mio.to/album/Ustad Amjad Ali Khan/Music From The 13th Century (2005)
Никак не могу удержаться от того чтобы следующим выложить именно этот диск. Как и предидущий - старинная индийская музыка, но в исполнении другого музыканта и исключительно инструментальная.
Поделиться912009-03-28 23:46:51
Sitar, Shehnai
Uphaar
Vilayat Khan & Bismillah Khan
July 22, 1997
01. Raga Mishra Khamaj
02. Raga Mishra Bhairavi
https://archive.org/compress/tntvillage … 555650.zip
И, так сказать на десерт, прекрасный дуэт небезизвестных, для тех, кто следит за этой темой, а для остальных - перкрасный повод познакомиться - Vilayat Khan и Bismillah Khan - Sitar и Shehnai! Очень люблю эту запись, качать рекомендую.
Поделиться922009-03-28 23:59:10
Вот это да!!! Не устаешь радовать!!! Слушаю сейчас Ali Akbar Khan, Asha Bhosle, Swapan Chaudhuri - Legacy 16th-18th Century Music from India - очень нравится!!! Спасибо огромное!!!
Поделиться932009-03-29 21:27:58
А я вам в свою очередь вот что предлагаю:
Erh-Hu, Mohan Veena, Banjo, Bansuri Flute, Mridangam, Violin
Fleck, Chen & Bhatt - Tabula Rasa
Tracks:
1. Carukesi (V.M. Bhatt) 6:42
2. Emporer's Mare (Traditional) 1:39
3. Radha Krsna Lila (Ronu Majumdar) 6:42
4. John Hardy (Traditional) 2:29
5. Tabula Rasa (Béla Fleck/Jie-Bing Chen/Poovalur Srinivasan) 3:06
6. Geocentricity (Béla Fleck) 6:07
7. The Way Of Love (Béla Fleck) 4:15
8. Earl in Shanghai (Béla Fleck) 4:59
9. Water Gardens (Traditional) 4:36
10. The Jade Princess (Béla Fleck) 2:57
11. The Dancing Girl (V.M. Bhatt) 10:20
Personnel:
Jie-Bing Chen (Erh-Hu)
Vishwa Mohan Bhatt (Mohan Veena)
Béla Fleck (Banjo)
Ronu Majumdar (Bansuri Flute)
Poovalur Srinivasan (Mridangam)
Sangeeta Shankar (Violin)
This time it's American banjo wizard of the genre crossing variety, Bela Fleck, joining Bhatt along with Chinese erh-hu virtuoso Tie-Bing Chen. They are accompanied by Sangeeta Shankar on violin as well as Ronu Majumdar's flute and the percussion of P. Srinivasan. Spontaneous artistic creativity that defies geography and categories. — from acoustic sounds' website
All contributions that came together to fuse into this music were brought to it by thoroughly qualified exponents, experts in their particular fields, whether Hindustani, Karnatak, Jazz, Newgrass, or classical Chinese. What coalesced in three days of spontaneous artistic creativity truly charts virgin territory. The successive notes of Vishwa's playing have as counterpoint Béla's simultaneous notes and Jie-Bing's stresses and shadings, giving harmonic resolution to the melodical development that is embellished by Ronu's flute and Sangeeta's violin, while Srini provides the percussive drive. Thus is born a music escaping categories and geographical localization... — form original liner notes, by Kavichandran Alexander
mp3, 320 + scans
http://www.mediafire.com/?mxoefo1ow34
password: ourmusictheirmusic.blogspot.com
Это, конечно не классическая индийская музыка, думаю, что таким музыкантам, как Бэла Флэк позволены подобные проекты, т.к., на мой взгляд, получилось очень удачно! Слушается на одном дыхании!
Поделиться942009-04-03 22:00:18
Sarod
Ali Akbar Khan
"Music For Meditation"
Rec. 1974
Label CONNOISSEUR SOCIETY LP/CS 2063
1 - Raga: Bilaskhani Todi (part 1) 20:11
2 - Raga: Bilaskhani Todi (part 2) 20:15
Весь CD - о-о-очень дли-и-и-инный алап.
Поделиться952009-04-06 21:43:42
Sarod
Ali Akbar Khan
Signature Series, Vol. 1
Original Release Date: 1990
1. Chandranandan 22:18
2. Gauri Manjari 19:50
3. Jogiya Kalingra 21:43
https://mio.to/album/Ali Akbar Khan (Ustad)/Signature Series Vol 1
Первый трек на этом CD - не традиционная рага, а рага сочинения самого Ali Akbar Khan'а.
Отредактировано Sinaps (2009-04-06 22:07:31)
Поделиться962009-04-07 21:19:55
Книга Рави Шанкара "Моя музыка - моя жизнь".
Русский перевод, .pdf
http://purpurflowers.ru/uchebnoe-posobi … hankar.php
Поделиться972009-04-16 22:30:33
Sarod
Ali Akbar Khan
Signature Series, Vol. 2
Original Release Date: 1990
1. Medhavi 21:45
2. Khammaj 21:10
3. Bhairavi Bhatiyar With Ragmala 22:55
https://mio.to/album/Ali Akbar Khan (Ustad)/Signature Series Vol 2
Вторая часть Signature Series!
Первый трек - Medhavi - рага сочинения самого музыканта! Второй - вечерняя рага Khammaj, третий в жанре Ragmala - переход в процессе развития мелодии из одной раги в другую. Эдакое отклонение в другую тональность по индийски.
Поделиться982009-04-16 23:45:52
Khyal
Nazakat & Salamat Ali Khan
World Network Vol. 20: Pakistan
1970
01. Raga Darbari Kanarra
02. Raga Rageshvari
03. Thumri In Raga Pahadi
https://musfan.com/track/3667039/raga-darbari-kanarra
Как-то плохо освещён в нашей теме такой жанр как Khyal... Инструментальной музыки много, Dhrupad'а 2(!) серии выкладывалось... А вот выкладывался ли Khyal что-то даже и не припомню. В качестве борьбы с этим упущением выкладываю этот CD, представляющий из себя одну из ранних качественных записей подобной музыки.
Поделиться992009-04-17 15:39:54
Здорово! Sinaps, спасибо большое! А я вот что-то даже не слышал никогда про Khyal. Очень интересно! Если помимо музыки есть какая информация, то тоже было бы здорово!
Поделиться1002009-04-19 21:33:07
Немного про Khyal было в том фрагменте книги Татьяны Морозовой "ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. МУЗЫКИ ХИНДУСТАНИ", который я тут уже выкладывал, и в книге Рави Шанкара "Моя музыка - моя жизнь". Вот ещё одна статейка, без особых подробностей, но на русском.
Музыка Хиндустани - проникновение во внутреннюю суть.
Слово "сангита", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально переводится как "сведение воедино и выражение всего". Сводимое воедино "все" — это тело, разум и дух. В идеале индийский музыкант стремится ощутить бесконечное и разделить свое ощущение со слушателем. С древнейших времен цель всех духовных исканий в Индии заключается в отождествлении и слиянии личности с вечностью, абсолютом. Этот подход лежит в основе музыки, как и большинства других традиционных индийских искусств.
Творчество исполнителя классической музыки хиндустани носит прежде всего духовный характер, в том смысле, что он должен найти и ввести в действие внутренний источник, центр своего "я", сердцевину, бинду, где будет найдено истинное звучание, которое он при помощи праны, жизненного дыхания, извлекает наружу и выражает в звуке. Для передачи внутреннего состояния человека, что составляет задачу искусства в целом, традиция предписывает индийскому музыканту погрузиться в себя, добиться скорее глубины и силы исполнения, чем его широты и разнообразия. Как в музыке северной, так и южной Индии шададжа, или основной тон, — вот та музыкальная бинду, которая символизирует вечность, абсолют. Термин шададжа буквально означает "рожденный от шести (нот) ". Основой любого музыкального ряда, ключом для постижения смысла музыки является первая нота гаммы — са, соответствующая ноте "до" европейской музыки. Для исполнителя шададжа может быть установлена на любой высоте тона, удобной для голоса или приемлемой для музыкального инструмента, но, будучи однажды установленной, она должна оставаться неизменной в течение всего исполнения и не может быть изменена даже при переходе от одной его части к другой.
Тампура, струнный щипковый инструмент, который сопровождает исполнение индийских музыкальных произведений, непрерывно издает звук шададжа, чаще именуемый харадж, или са. Смычковый инструмент саранги, традиционно сопровождающий исполнение вокальных произведений, и табла, барабан для правой руки, также повторяют звук са, воспроизведению которого должны долго и прилежно учиться все музыканты. Наставники (гуру) часто запрещают своим ученикам петь или исполнять на инструментах другую ноту по тех пор, пока они не "найдут" и не овладеют своим истинным са. Стало уже почти общим местом для музыкантов хиндустани признание того, что вся музыка покоится в чреве са. Каждый музыкант начинает день с воплощения и отработки са, это упражнение называется хараджбхарна. В классической музыке хиндустани все мелодические ряды представляются как продление са, они проистекают из са и черпают в нем силы. Музыка развертывается тогда, когда благодаря сосредоточенности исполнителя спокойное, но сильное тоническое ядро са насыщается и начинает испускать музыкальные лучи. Эти лучи и музыкальные ряды исходят от са и возвращаются к нему, таким образом создается пульсирующая модель напряжения и расслабления.
Музыканты хиндустани проходят строгий курс обучения и приобретают отточенное мастерство и невероятную самодисциплину. Однако главная цель их трудов — не создание "красивого" тона, а развитие почти неограниченной способности выражения. Как таковой, звук музыки для знатока -это только выразительное средство, а не конечный результат, подобно тому как прекрасным считается голос, если он приоткрывает некий высший смысл. Звуковая оболочка для музыканта — то же, что перо для поэта. Слушатель приучен к тому, чтобы настраиваться скорее на устремленное к вечности сознание исполнителя, чем на акустический характер звука. Вследствие этого ухо индийского слушателя в какой-то степени безразлично к внешнему совершенству музыкального звука. Некоторые из наиболее чтимых музыкантов прошлого и настоящего — люди старше семидесяти лет. Их слава заключается в истинности их опыта, и, хотя, возможно, их голоса утеряли былую красоту, сохранилась сила их духа, и внимание посвященного слушателя всегда концентрируется на ней.
Человеческий голос считается непревзойденным инструментом, и музыкальная традиция воплощается в огромном разнообразии вокальных стилей и форм. Большинство струнных и духовых инструментов повторяют какие-то качества или особенности человеческого голоса. Поющий голос в индийской музыке — это земной, неприукрашнный голос обыденной речи, а не уход от нее в мир искусства. Музыкант стремится придать исполнению характер доверительной беседы. Небольшие перерывы в исполнении — откашливание или пауза для того, чтобы настроить инструмент, — не нарушают картины целого и не уменьшают силы воздействия на слушателя.
Центральное понятие в индийской музыке — рага. Это санскритское слово буквально означает "страсть, цвет и привязанность", нечто, что способно "окрасить сердца людей"; термин подразумевает интенсивность одного цвета (но отнюдь не всего спектра радуги!), который должен быть создан исполнителем, чтобы "наполнить краской сердца людей". Большинство раг, заполняющих мир сегодняшнего музыканта, представляют собой результат обработки примитивных мелодий индийского фольклора. Рага — это изначальная мелодическая идея, пользующаяся по меньшей мере пятью тонами октавы. Каждая имеет строгие правила восхождения и нисхождения тона, предписанные места для пауз, характерные фразы и свои собственные отличительные черты. Рага связана с определенным временем суток или года и призвана вызывать состояние или чувство, общее для человека и природы. Суточный цикл раг начинается с предрассветной поры: есть специальные раги, как, например, лалит, ассоциирующиеся со встречей тьмы и света. Все основные утренние раги, такие, как бхайрава и тоди, строги и молитвенны, ибо утро есть время для молитв и медитации. По мере того как день набирает силу, вступают более светлые раги — к ним относятся джаунпури и билавал Раги семейства саранг, исполняемые после полудня, полны солнечного света и должны ассоциироваться с лучами, пробивающимися сквозь листву. Раги второй половины дня, такие, как мультани и патдип, напряжены и знойны, ибо это время наибольшей дневной активности С заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворенные вечерние раги Большинство раг семейства кальян принадлежат именно этому периоду благостного погружения в себя и излучают светлую безмятежность. Период от захода солнца до полуночи занимают светлые, лиричные и романтические раги, такие, как деш, тиланг и кхамадж. Ночные раги, например дарбари канхара и малкаус, требуют исключительной тщательности исполнения, преисполнены магии, тайны и глубины. Помимо перечисленных, есть раги для сезона дождей, весенние раги и раги, связанные с праздником урожая — холи. Сегодня насчитывается не более ста раг во всем репертуаре музыканта хиндустани. Это остатки тысяч раг, которые были введены в употребление на том или ином этапе развития музыкальной традиции посредством допустимых перестановок и комбинаций в пределах октавы, состоящей из двадцати двух микро тональных интервалов.
Посвященный слушатель по одной фразе раги может воссоздать в сознании ее целостный образ. Важно, что порядок тонов в мелодическом ряду сам по себе ничего не значит. Выразительный эффект достигается в процессе исполнения и зависит от того, как мелодия переходит от тона к тону, как она вьется, прерывается и возникает вновь, парит, кружится, тянется или замирает; от того, где она набирает свою наибольшую силу и яркость, а также от ее строения и фактуры. Две совершенно различные раги весьма часто имеют одинаковую последовательность тонов. Отличие одной от другой достигается в результате конструирования мелодического ряда, соединяющего данную последовательность, точно так же, как контекст употребления какого-либо слова и интонации голоса есть то, что определяет его точное значение в каждом конкретном случае.
В музыке хиндустани нота понимается не как фиксированная точка, а как некое поле, через которое проходит мелодический ряд. И чем отточенное чувство и глубже сосредоточенность музыканта, тем шире становится это поле. Именно таким "полям" музыкант придает форму при помощи тончайших оттенков и тщательно разработанных фиоритур, импровизируя в избранной раге. Очевидно, что музыка такого типа не может быть точно и полностью зафиксирована в нотной записи. Даже если бы для этого можно было разработать подходящую систему, она бы имела лишь косвенное отношение к действительному исполнению, точно так же, как искусство беседы перестанет быть самим собой, если сведется к заранее заданному диалогу. Чтобы "вступить" в музыку, нужно внимательно следовать за движением мелодического ряда, которое при помощи тончайших нюансов создает произведении, значительно более изощренные и сложные, чем в большинстве музыкальных традиции.
Музыкальный словарь интервалов — это нечто, присущее всякой музыке, знакомое даже непосвященным. Каждая нота гаммы, как слово в речи, вызывает у слушателя определенный эмоциональный настрой и ассоциируется с каким-либо цветом. Например, можно произвольно сказать, что чистая квинта — красная, уверенная, сильная; терция -небесно-голубая, спокойная, ясная; малая терция, или секста, — серая, созерцательная, унылая, и так далее. Это внутреннее эмоциональное содержание интервалов есть общий язык, суть которого в принципе понятна всем носителям культуры, породившей данную музыкальную систему, точно так же, как люди, сами не являющиеся живописцами, тем не менее могут постигать сочетание основных цветов спектра. Музыкант виртуоз использует эти цвета, приглашая слушателей в мир нюансов, делает их соучастниками творческого процесса, ряд за рядом, такт за тактом, цвет за цветом, до тех пор, пока не создаст в их сознании картину раги, как он ее ощущает в момент исполнения
Музыка Индии с древнейших времен черпалась из различных источников религиозных, фольклорных, племенных и придворных К XII веку в музыке хиндустани стало ощутимым новое влияние, выразившееся в приобретении ею черт персидского изящества и суфийской экстатики К XV веку окончательно сложился тот музыкальный язык, который мы связываем сегодня с музыкой хиндустани. Наиболее распространенная форма системы хиндустани — кхаял Это арабское слово можно перевести как "мысль" или "полет воображения" В традиции кхаял преобладают тщательно разработанные композиции или песни, в которых интерпретация той или иной раги сопровождается соответствующими словами Это не композиции в западном понимании слова, поскольку исполнителю предоставляется неизмеримо большая свобода Если музыканта можно сравнить с художником, а избранную им рагу - с человеком, портрет которого он собирается написать, то композиция в стиле кхаял - это эскиз портрета, сделанный предшествующим музыкантом Исполнитель выбирает его потому, что в данный момент ему близко видение его предшественника Если бы ему пришлось спеть или сыграть на музыкальном инструменте одну и ту же рагу пять раз в различных ситуациях, его исполнение можно было бы сравнить с пятью оригинальными изображениями одного и того же предмета, а не с пятью копиями одной картины
Таким образом, композиция кхаял — это прежде всего музыкальная концепция, обрамленная соответствующими словами, которые сопровождают движение мелодического ряда или усиливают его
Построение кхаял нельзя сравнить с исполнением песни, поскольку кхаял представляет собой не положенные на музыку слова, а нечто прямо противоположное Крайняя точка зрения в традиции хиндустани заключается в том, что музыка не говорит ни о чем, кроме себя самой, и не имеет отношения к смыслу слов, которые украшают, сопровождают или поддерживают ее Некоторые менее строгие формы, такие, как тхумри, дадра и бхаджан, где музыка используется для проекции словесного содержания песни, являются исключениями из этого. Богатство и разнообразие гласных и согласных звуков ложится на музыку прежде всего как сырой материал для оформления звучания и лишь во вторую очередь как носитель смысла В традиции, где музыка передается изустно, такая подача музыки в словесной оболочке неоценима она помогает легко распознать композицию, сохраняет оригинальные формы мелодических рядов и значительно сокращает риск искажения при передаче от учителя к ученику В общих чертах, долгие гласные оформляют изящные дуги хроматической гаммы, столь характерной для музыки хиндустани, в то время как глухие согласные подобны якорям. Носовые, шипящие и придыхательные звуки также используются для достижения выразительного эффекта, с их помощью исполнитель-виртуоз конструирует музыкальный ряд и использует выразительные возможности тона.
Композиция кхаял исполняется в рамках определенной талы, или ритмической комбинации циклов ударов. Каждый ритмический цикл делится на равные или неравные части. Он целостен и закончен и повторяется непрестанно в течение всего исполнения данной композиции. Подобно тому как мелодические ряды отходят от са и возвращаются к нему, точно так же и ритм ударов талы задается первым ударом цикла, называемым сам. Этот первый удар несет наибольшую нагрузку. Далее удары нисходят в направлении к хани (пустоте), ритм затем снова набирает силу и вновь восходит и достигает кульминации в саме. Тала задает тщательно разработанную, пульсирующую схему, которую музыкант использует как своего рода раму, на которую он натягивает мелодическую основу. Сам — это начало и конец цикла, требующие особого внимания, поскольку здесь удар барабана совпадает с кульминационной точкой композиции кхаял и каждый раз словно бы происходит всплеск энергии музыки, ее апофеоз. Благодаря такому повторяющемуся циклическому движению мелодии и ритма музыка хиндустани полна динамизма и напряженности.
Каждый звук, издаваемый на барабанах, представлен звукоподражательными слогами дха, на, ти, дхаге, тиракита и другими. Ударник может выбить ритмический цикл с требуемыми акцентами, просто прослушав, как учитель декламирует тхеку, устную формулу талы. Сегодня широко используется около двенадцати тал медленного, среднего или быстрого темпа. Талы музыки хиндустани необычайно выразительны, и про каждую можно сказать, что она обладает своим темпераментом (мизадж), определяемым не столько темпом, сколько внутренней организацией ударов. Очень быстрые талы, как, например, друт тинтал могут быть гораздо более строгими и "классическими", чем медленная дадра, имеющая несколько более томный характер. Исполнители музыки хиндустани часто сравнивают талы с поступью животных и птиц — слонов, лошадей, лебедей.
Приступая к исполнению композиции, музыкант сначала "пробуждает" са, затем создает несколько пробных мелодических рядов в свободном ритме, сопровождая их пением отдельных слогов, лишенных лексического смысла, тем самым настраиваясь на ту рагу, в которой будет исполняться композиция кхаял. Эта задающая часть композиции именуется алапа и является тем основанием, на котором покоится вес остальное. Исполнитель далее переходит непосредственно к композиции, задавая ударнику темп и указывая, где он должен вступить с первым ударом талы. После первого сигнала исполнителю на табле не требуются дальнейшие указания, он должен внимательно прислушиваться, чтобы удары барабана согласовывались с намерениями исполнителя мелодии и создавали должный фон, не забивая основную мелодию.
После того как композиция кхаял намечена, музыкант приступает к импровизации в данной раге, развивая и усиливая содержащиеся в композиции намеки. Он начинает с медленного углубленного исполнения низких тонов раги, а затем поднимается все выше и выше, постоянно наращивая темп. Таким образом достигается не просто продление произведения во времени, а скорее усиление и постепенная концентрация его смысла. При этом произведение должно восприниматься как единое целое, поскольку часть его так же лишена смысла, как неоконченная фраза. Первое звучание са верхней октавы — важный момент, ибо в это мгновение характер раги становится очевиден для слушателя. Весь процесс может занимать час или больше.
Музыкальное произведение никогда не репетируется заранее и не исполняется по строгим правилам. Это, скорее, живая связь между исполнителем и слушателем, при которой слушатель также участвует в создании композиции. Музыкант стремится разделить со слушателем все стадии творческого процесса, подобно тому как в разговоре собеседники делятся возникающими у них мыслями. Наилучшие условия для этого создаются в том случае, если музыка исполняется в узком кругу слушателей. Картина раги, представленной музыкантом, — в некотором смысле результат усилий всех присутствующих при ее исполнении. И в этом ее отличие от работы западного художника или композитора, совершающейся в относительном одиночестве.
Исполняя рагу, музыкант приближается к высшему состоянию бытия через его преломление в музыке. Музыкальные ряды, цвета и чувства, вызываемые рагой, создают определенное поле сознания, в котором слушатель является соучастником творчества. Ценность того, что открывает для себя музыкант в данный момент, определяется тем, что слышит и что принимает аудитория. Такое активное соучастие слушателя в исполнении произведения — характерная черта индийской музыкальной традиции, где исполнитель ведет за собой слушателя. В идеале оба должны одновременно воспринимать всю картину, воплощенную в звуке.
За медленной частью композиции кхаял обычно следуют одна-две быстрые импровизации в той же раге. Музыкальные ряды, уже заданные при медленном исполнении (бадхат), здесь получают дальнейшее развитие и обогащаются эффектной инструментовкой и быстрыми пассажами. Импро-визация — своего рода торжественное песнопение, гимн тому, что уже было высказано в музыке. Эта часть представления особенно привлекает тех, кто ценит виртуозное мастерство музыканта. Но устады (маэстро) часто говорят, что там, где начинается быстрый пассаж (тан), кончается рага.
Исполнитель музыки хиндустани использует чрезвычайно насыщенный, разработанный язык музыкальных интервалов. Поскольку слушатель по меньшей мере реагирует на этот язык или даже сам владеет им, открываются неограниченные возможности для выражения невыразимого. Художественные средства раги обеспечивают воплощение в доступной манере мельчайших оттенков, мгновенных проблесков творческой потенции, так, что они останутся запечатленными в сознании как исполнителя, так и слушателя.
Разумеется, музыка создается на многих уровнях. Создается немало произведений, удовлетворяющих невзыскательным вкусам, ибо велик спрос на незамысловатую музыку. Для истинных ценителей подобная музыка неприемлема не в силу своей простоты - ведь и величайшее искусство может быть крайне простым по своему характеру, - а потому, что музыкант серьезно не вовлечен в процесс создания внутренне-сокровенного и лишь старательно имитирует такой процесс. Но важно, что даже слабый музыкант отдает должное духовной сущности индийской музыки тем, что пытается подстроиться под нее.
Целостный музыкальный ряд голоса задает тон всей музыке, и движение этого ряда необходимо постоянно держать в центре внимания. Иначе говоря, в каждый данный момент времени издается только один звук. Может показаться, что этому противоречит исполнение композиции в сопровождении других инструментов: тампуры, звон струн которой задает звучание са и других доминантных нот раги; саранги и двух барабанов; но, выступая лишь обрамлением для движущегося музыкального ряда, они вторят ему, оттеняют, орнаментируют, помогая солисту. Ни один из звуков аккомпанирующих инструментов не предназначен для самостоятельного исполнения.
Подобно тому как существует много стилей каллиграфии, есть и целый ряд стилей нанесения мелодических рядов на холст тишины. Эти стили классической музыки хиндустани именуются гхаранами.
Гхарана буквально означает "семья". Это своего рода школа, закрытая для посторонних. Индивидуальный стиль, музыкальные вкусы и склонности признанного мастера придают каждой гхаране свои особые, отличительные черты.
Передаче музыкальной традиции от учителя к ученику в Индии придается исключительное значение. Подчас формальные церемонии обряда посвящения ученика могут быть столь же сложными, как и обряд бракосочетания. Существует особый религиозный ритуал, освящающий это событие в присутствии всего цеха музыкантов. Свое вступление в цех ученик отмечает исполнением музыки. Учителю подносятся подобающие в таких случаях дары, устраивается празднество. "Сина дар сина", от груди к груди - вот формула процесса передачи музыкальной традиции. Устад (учитель) передает шагирду (ученику) все свое внутреннее "я", весь свой музыкальный опыт, всю свою сущность. А посему и от ученика требуется полная отдача. Он должен быть лишь продолжателем дела своего учителя, способным принять, взлелеять и увековечить жизнь и работу великого мастера. Процесс обучения совершается в устной форме и очень часто тайно. Отец обучает сына, зятя или другого достойного ученика, доказавшего свою безграничную верность. Отношения между учителем и учеником характеризуются необычайной теплотой, чему способствует и отсутствие каких-либо письменных пособий. Принятие мастером "чужака" в качестве ученика происходит крайне редко и в исключительных случаях, лишь немногим выпало такое счастье. Глубочайшее почтение, покорность и стремление слиться с чем-то большим, чем есть ты сам, — настолько неотъемлемые черты процесса обучения, что они фактически стали составлять одно из достоинств музыки наряду с чистотой помысла и обузданием страстей. Вью-шей похвалой для индийского музыканта является сравнение с мастерами, которых он почитает, а его самого — с их факелоносцем. Для большинства такая похвала более желанна, чем утверждение неповторимости их таланта.
Наиболее значительные гхараны традиции кха-ял — гвалиорская, киранская, джайпурская, агр-ская и патиальская, именуемые каждая по изначальному месту жительства учителя или семьи учителей, вокруг которых вырастали и расцветали замкнутые музыкальные школы. Гвалиорская гхарана — старейшая, она соединяет формальную структуру и сакральное назначение стиля друпад с более личностным и созерцательным языком кхаял. Таким образом, эта школа является предтечей всех гхаран стиля кхаял, каждая из которых приняла и развила те ее черты, которые были наиболее близки духу основателя данной гхараны. Гхарана, сложившаяся в Киране, выписывает изящные трехмерные дуги и избегает острых углов. К музыкантам этой гхараны больше, чем к кому-либо другому, относится положение о том, что любой тон в мелодической схеме раги — это поле, которое должно быть возделано каждый раз заново и наполнено содержанием в момент исполнения. Такое погружение в себя отражается и в технике исполнения раги. Основание всего сооружения, т. е. са и мандра саптак (нижняя октава), требует наибольшего внимания. После того как заложен фундамент, слегка намечаются контуры создаваемой вертикальной структуры, а достижение вершины часто осуществляется в сознании слушателя в строгом соответствии с идеей о том, что ничто — а особенно столь совершенное, как картины сущности бытия, — не может быть сотворено простым смертным. Киранская школа больше ценит предположение, чем утверждение, обуздание чувств, чем их избыток, спокойную гармонию, нежели яркость выразительных средств.
Агрская гхарана, любовно именуемая рангила красочная, — использует смелые, пульсирующие штрихи и гораздо более открыта по своему характеру. Композиции обычно исполняются в более быстром темпе, и сила их воздействия на слушателя опирается на взаимодействие музыки и внешнего ритмического рисунка.
Джайпурская гхарана знаменита филигранностью отделки аланкар, или формальных выразительных средств. В традиционном исполнении сначала вся рага намечается несколькими резкими штрихами, а затем эта схема заполняется, детализируется и орнаментируется, подобно художественной миниатюре.
Черты языка и стиля каждой гхараны проистекают из индивидуальных особенностей личности их основателей. Но, несмотря на то что пуристы по сей день ратуют за сохранение в неприкосновенности их изначального своеобразия, тем не менее, хотим мы того или не хотим, с развитием электронной аппаратуры и расширением возможностей контакта происходит большее взаимопроникновение и взаимовлияние гхаран. На концертных подмостках в Индии можно услышать немало примеров заимствования и смешения стилей.
Одно из наиболее замечательных свойств традиционной музыки хиндустани — это соединение в ней строжайшей дисциплины и потрясающей свободы исполнения. Многие правила строги и незыблемы: законы раги, связь с временем суток, цель композиции, обрамление талы, предписанный порядок исполнения, верность вани, или стилю исполнения. Эти и многие другие соображения сковывают музыканта, но в то же время традиция предоставляет ему практически неограниченную возможность для выражения своего внутреннего состояния.
Он свободен в импровизации между строго установленными тонами нотной схемы и не скован рамками времени. Исполнение раги — это вид творчества, который стремится освободиться от внешнего времени, создавая свое собственное время, свое собственное движение и дыхание. Исполнение раги музыкантом есть акт воздействия на слушателя, и время, которое оно занимает, субъективно для обоих. Лишь сосредоточенное внимание слушателя, базирующееся на общности его состояния с состоянием исполнителя, помогает музыканту воплотить в жизнь свою художественную задачу.
Автор - Шейла Дхар
Источник: http://achababa.tripod.com
Или вот ещё http://www.sanatanadharma.udm.net/text/cherkasova.doc Там правда много. И не только про Khyal...
А я вот что-то даже не слышал никогда про Khyal.
Ну, значит надо повыкладывать его!
Быстрый ответ
Похожие темы
* leonotdelnov: Музыка мира | Персональные темы | 2010-03-01 |
Индийская миниатюра | Культуры народов мира | 2009-08-04 |
Ravi Shankar [Ethnic, Folk, Meditative, ind] | Folk/ Ethnic | 2010-02-20 |
Soul & Funk | Jazz/ Blues/ Funk/ Soul | 2009-03-28 |
alio die [Abstract, Ambient, ita] | Experimental Electronic | 2009-03-25 |