Форум Города N

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Города N » Folk/ Ethnic » Индийская музыка


Индийская музыка

Сообщений 1 страница 20 из 115

1

https://www.arcgis.com/sharing/rest/content/items/04bc791679b845a2a63e40963b535d89/resources/venna__1509669429199__w631.jpg

Индийская музыка вообще давно стала для многих меломанов отправной точкой в мире этнической музыки, так было и у меня... Меня, как думаю и многих, в возрасте 14-15 лет коснулось увлечение востоком. А что значит увлекаться востоком и жить при этом в провинциальном городе? Наверное во всех не больших городах есть какой-нибудь магазин, где торгуют благовониями, всякими сомнительными книжками и всякой невнятной музыкой, сделанной "под восток". Вот и у нас в Дзержинске был такой магазин, он назывался "музыка сфер". Из настоящей этники там было оченть сложно что-то найти, но вот однажды я совершенно на шару купил там кассету Hari Prasad Chaurasia (индийский флейтист) - и это оказалось то, что надо!!! И вот с тех пор я стал интересоваться этнической музыкой, а индийская музыка интересует меня до сих пор совершенно особенным образом!
В связи с этим открываю этот раздел, где будет выкладывться индийская музыка. И вы тоже можете мне в этом помочь! Общими силами мы сможем пролить свет на многое из этой фантастической музыки!!!

Отредактировано leonotdelnov (2008-04-18 23:02:17)

+5

2

А вот собственно и то, с чего я полюбил индийскю музыку, а уже потом и остальную этнику - Hari Prasad Chaurasia по известности уступает пожалуй только Рави Шанкару:) До сих пор помню ту самую кассету - она называлась "магическая флейта" - для меня это был ключ в мир ДРУГОЙ музыки.

Hariprasad Chaurasia
"Call of the Valley"
https://i.discogs.com/Q1Mu9OcVReqI6BcRP8lvl07dHSpPlq4GqZvs-MY9ugw/rs:fit/g:sm/q:40/h:300/w:300/czM6Ly9kaXNjb2dz/LWRhdGFiYXNlLWlt/YWdlcy9SLTI5MTcz/NjAtMTMwNzQ1NDAz/Mi5qcGVn.jpeg

Flute - Hari Prasad Chaurasia
Santoor - Shiv Kumar Sharma
Guitar - Brij Bhushan Kabra
Ragas - Ahir Bhairav, Nat Bhairav, Piloo, Ghara, Bhoop, Desh, Pahadi,
Bageshwari and Dhun in Mishra Kirwani

https://vk.com/wall-7016273_601

+4

3

Раз уж мы так широко развернулись с индийской музыкой, то позволю себе разместить тут пару статей об индийской музыке, может быть после этого она станет еще интереснее и немного понятнее:

Музыка Хиндустани - проникновение во внутреннюю суть

https://na-zapade-mos.ru/files/data/user/AiF/olga.k/files/2020/2021.10.12-1634050828.019_2021.10.12-1634036824.324-bibilll.jpg

Слово "сангита", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально переводится как "сведение воедино и выражение всего". Сводимое воедино "все" — это тело, разум и дух. В идеале индийский музыкант стремится ощутить бесконечное и разделить свое ощущение со слушателем. С древнейших времен цель всех духовных исканий в Индии заключается в отождествлении и слиянии личности с вечностью, абсолютом. Этот подход лежит в основе музыки, как и большинства других традиционных индийских искусств.

Свернутый текст

Творчество исполнителя классической музыки хиндустани носит прежде всего духовный характер, в том смысле, что он должен найти и ввести в действие внутренний источник, центр своего "я", сердцевину, бинду, где будет найдено истинное звучание, которое он при помощи праны, жизненного дыхания, извлекает наружу и выражает в звуке. Для передачи внутреннего состояния человека, что составляет задачу искусства в целом, традиция предписывает индийскому музыканту погрузиться в себя, добиться скорее глубины и силы исполнения, чем его широты и разнообразия. Как в музыке северной, так и южной Индии шададжа, или основной тон, — вот та музыкальная бинду, которая символизирует вечность, абсолют. Термин шададжа буквально означает "рожденный от шести (нот) ". Основой любого музыкального ряда, ключом для постижения смысла музыки является первая нота гаммы — са, соответствующая ноте "до" европейской музыки. Для исполнителя шададжа может быть установлена на любой высоте тона, удобной для голоса или приемлемой для музыкального инструмента, но, будучи однажды установленной, она должна оставаться неизменной в течение всего исполнения и не может быть изменена даже при переходе от одной его части к другой.

Тампура, струнный щипковый инструмент, который сопровождает исполнение индийских музыкальных произведений, непрерывно издает звук шададжа, чаще именуемый харадж, или са. Смычковый инструмент саранги, традиционно сопровождающий исполнение вокальных произведений, и табла, барабан для правой руки, также повторяют звук са, воспроизведению которого должны долго и прилежно учиться все музыканты. Наставники (гуру) часто запрещают своим ученикам петь или исполнять на инструментах другую ноту по тех пор, пока они не "найдут" и не овладеют своим истинным са. Стало уже почти общим местом для музыкантов хиндустани признание того, что вся музыка покоится в чреве са. Каждый музыкант начинает день с воплощения и отработки са, это упражнение называется хараджбхарна. В классической музыке хиндустани все мелодические ряды представляются как продление са, они проистекают из са и черпают в нем силы. Музыка развертывается тогда, когда благодаря сосредоточенности исполнителя спокойное, но сильное тоническое ядро са насыщается и начинает испускать музыкальные лучи. Эти лучи и музыкальные ряды исходят от са и возвращаются к нему, таким образом создается пульсирующая модель напряжения и расслабления.

Музыканты хиндустани проходят строгий курс обучения и приобретают отточенное мастерство и невероятную самодисциплину. Однако главная цель их трудов — не создание "красивого" тона, а развитие почти неограниченной способности выражения. Как таковой, звук музыки для знатока -это только выразительное средство, а не конечный результат, подобно тому как прекрасным считается голос, если он приоткрывает некий высший смысл. Звуковая оболочка для музыканта — то же, что перо для поэта. Слушатель приучен к тому, чтобы настраиваться скорее на устремленное к вечности сознание исполнителя, чем на акустический характер звука. Вследствие этого ухо индийского слушателя в какой-то степени безразлично к внешнему совершенству музыкального звука. Некоторые из наиболее чтимых музыкантов прошлого и настоящего — люди старше семидесяти лет. Их слава заключается в истинности их опыта, и, хотя, возможно, их голоса утеряли былую красоту, сохранилась сила их духа, и внимание посвященного слушателя всегда концентрируется на ней.

Человеческий голос считается непревзойденным инструментом, и музыкальная традиция воплощается в огромном разнообразии вокальных стилей и форм. Большинство струнных и духовых инструментов повторяют какие-то качества или особенности человеческого голоса. Поющий голос в индийской музыке — это земной, неприукрашнный голос обыденной речи, а не уход от нее в мир искусства. Музыкант стремится придать исполнению характер доверительной беседы. Небольшие перерывы в исполнении — откашливание или пауза для того, чтобы настроить инструмент, — не нарушают картины целого и не уменьшают силы воздействия на слушателя.

Центральное понятие в индийской музыке — рага. Это санскритское слово буквально означает "страсть, цвет и привязанность", нечто, что способно "окрасить сердца людей"; термин подразумевает интенсивность одного цвета (но отнюдь не всего спектра радуги!), который должен быть создан исполнителем, чтобы "наполнить краской сердца людей". Большинство раг, заполняющих мир сегодняшнего музыканта, представляют собой результат обработки примитивных мелодий индийского фольклора. Рага — это изначальная мелодическая идея, пользующаяся по меньшей мере пятью тонами октавы. Каждая имеет строгие правила восхождения и нисхождения тона, предписанные места для пауз, характерные фразы и свои собственные отличительные черты. Рага связана с определенным временем суток или года и призвана вызывать состояние или чувство, общее для человека и природы. Суточный цикл раг начинается с предрассветной поры: есть специальные раги, как, например, лалит, ассоциирующиеся со встречей тьмы и света. Все основные утренние раги, такие, как бхайрава и тоди, строги и молитвенны, ибо утро есть время для молитв и медитации. По мере того как день набирает силу, вступают более светлые раги — к ним относятся джаунпури и билавал Раги семейства саранг, исполняемые после полудня, полны солнечного света и должны ассоциироваться с лучами, пробивающимися сквозь листву. Раги второй половины дня, такие, как мультани и патдип, напряжены и знойны, ибо это время наибольшей дневной активности С заходом солнца их сменяют спокойные и умиротворенные вечерние раги Большинство раг семейства кальян принадлежат именно этому периоду благостного погружения в себя и излучают светлую безмятежность. Период от захода солнца до полуночи занимают светлые, лиричные и романтические раги, такие, как деш, тиланг и кхамадж. Ночные раги, например дарбари канхара и малкаус, требуют исключительной тщательности исполнения, преисполнены магии, тайны и глубины. Помимо перечисленных, есть раги для сезона дождей, весенние раги и раги, связанные с праздником урожая — холи. Сегодня насчитывается не более ста раг во всем репертуаре музыканта хиндустани. Это остатки тысяч раг, которые были введены в употребление на том или ином этапе развития музыкальной традиции посредством допустимых перестановок и комбинаций в пределах октавы, состоящей из двадцати двух микро тональных интервалов.

Посвященный слушатель по одной фразе раги может воссоздать в сознании ее целостный образ. Важно, что порядок тонов в мелодическом ряду сам по себе ничего не значит. Выразительный эффект достигается в процессе исполнения и зависит от того, как мелодия переходит от тона к тону, как она вьется, прерывается и возникает вновь, парит, кружится, тянется или замирает; от того, где она набирает свою наибольшую силу и яркость, а также от ее строения и фактуры. Две совершенно различные раги весьма часто имеют одинаковую последовательность тонов. Отличие одной от другой достигается в результате конструирования мелодического ряда, соединяющего данную последовательность, точно так же, как контекст употребления какого-либо слова и интонации голоса есть то, что определяет его точное значение в каждом конкретном случае.

В музыке хиндустани нота понимается не как фиксированная точка, а как некое поле, через которое проходит мелодический ряд. И чем отточенное чувство и глубже сосредоточенность музыканта, тем шире становится это поле. Именно таким "полям" музыкант придает форму при помощи тончайших оттенков и тщательно разработанных фиоритур, импровизируя в избранной раге. Очевидно, что музыка такого типа не может быть точно и полностью зафиксирована в нотной записи. Даже если бы для этого можно было разработать подходящую систему, она бы имела лишь косвенное отношение к действительному исполнению, точно так же, как искусство беседы перестанет быть самим собой, если сведется к заранее заданному диалогу. Чтобы "вступить" в музыку, нужно внимательно следовать за движением мелодического ряда, которое при помощи тончайших нюансов создает произведении, значительно более изощренные и сложные, чем в большинстве музыкальных традиции.

Музыкальный словарь интервалов — это нечто, присущее всякой музыке, знакомое даже непосвященным. Каждая нота гаммы, как слово в речи, вызывает у слушателя определенный эмоциональный настрой и ассоциируется с каким-либо цветом. Например, можно произвольно сказать, что чистая квинта — красная, уверенная, сильная; терция -небесно-голубая, спокойная, ясная; малая терция, или секста, — серая, созерцательная, унылая, и так далее. Это внутреннее эмоциональное содержание интервалов есть общий язык, суть которого в принципе понятна всем носителям культуры, породившей данную музыкальную систему, точно так же, как люди, сами не являющиеся живописцами, тем не менее могут постигать сочетание основных цветов спектра. Музыкант виртуоз использует эти цвета, приглашая слушателей в мир нюансов, делает их соучастниками творческого процесса, ряд за рядом, такт за тактом, цвет за цветом, до тех пор, пока не создаст в их сознании картину раги, как он ее ощущает в момент исполнения

Музыка Индии с древнейших времен черпалась из различных источников религиозных, фольклорных, племенных и придворных К XII веку в музыке хиндустани стало ощутимым новое влияние, выразившееся в приобретении ею черт персидского изящества и суфийской экстатики К XV веку окончательно сложился тот музыкальный язык, который мы связываем сегодня с музыкой хиндустани. Наиболее распространенная форма системы хиндустани — кхаял Это арабское слово можно перевести как "мысль" или "полет воображения" В традиции кхаял преобладают тщательно разработанные композиции или песни, в которых интерпретация той или иной раги сопровождается соответствующими словами Это не композиции в западном понимании слова, поскольку исполнителю предоставляется неизмеримо большая свобода Если музыканта можно сравнить с художником, а избранную им рагу - с человеком, портрет которого он собирается написать, то композиция в стиле кхаял - это эскиз портрета, сделанный предшествующим музыкантом Исполнитель выбирает его потому, что в данный момент ему близко видение его предшественника Если бы ему пришлось спеть или сыграть на музыкальном инструменте одну и ту же рагу пять раз в различных ситуациях, его исполнение можно было бы сравнить с пятью оригинальными изображениями одного и того же предмета, а не с пятью копиями одной картины

Таким образом, композиция кхаял — это прежде всего музыкальная концепция, обрамленная соответствующими словами, которые сопровождают движение мелодического ряда или усиливают его

Построение кхаял нельзя сравнить с исполнением песни, поскольку кхаял представляет собой не положенные на музыку слова, а нечто прямо противоположное Крайняя точка зрения в традиции хиндустани заключается в том, что музыка не говорит ни о чем, кроме себя самой, и не имеет отношения к смыслу слов, которые украшают, сопровождают или поддерживают ее Некоторые менее строгие формы, такие, как тхумри, дадра и бхаджан, где музыка используется для проекции словесного содержания песни, являются исключениями из этого. Богатство и разнообразие гласных и согласных звуков ложится на музыку прежде всего как сырой материал для оформления звучания и лишь во вторую очередь как носитель смысла В традиции, где музыка передается изустно, такая подача музыки в словесной оболочке неоценима она помогает легко распознать композицию, сохраняет оригинальные формы мелодических рядов и значительно сокращает риск искажения при передаче от учителя к ученику В общих чертах, долгие гласные оформляют изящные дуги хроматической гаммы, столь характерной для музыки хиндустани, в то время как глухие согласные подобны якорям. Носовые, шипящие и придыхательные звуки также используются для достижения выразительного эффекта, с их помощью исполнитель-виртуоз конструирует музыкальный ряд и использует выразительные возможности тона.

Композиция кхаял исполняется в рамках определенной талы, или ритмической комбинации циклов ударов. Каждый ритмический цикл делится на равные или неравные части. Он целостен и закончен и повторяется непрестанно в течение всего исполнения данной композиции. Подобно тому как мелодические ряды отходят от са и возвращаются к нему, точно так же и ритм ударов талы задается первым ударом цикла, называемым сам. Этот первый удар несет наибольшую нагрузку. Далее удары нисходят в направлении к хани (пустоте), ритм затем снова набирает силу и вновь восходит и достигает кульминации в саме. Тала задает тщательно разработанную, пульсирующую схему, которую музыкант использует как своего рода раму, на которую он натягивает мелодическую основу. Сам — это начало и конец цикла, требующие особого внимания, поскольку здесь удар барабана совпадает с кульминационной точкой композиции кхаял и каждый раз словно бы происходит всплеск энергии музыки, ее апофеоз. Благодаря такому повторяющемуся циклическому движению мелодии и ритма музыка хиндустани полна динамизма и напряженности.

Каждый звук, издаваемый на барабанах, представлен звукоподражательными слогами дха, на, ти, дхаге, тиракита и другими. Ударник может выбить ритмический цикл с требуемыми акцентами, просто прослушав, как учитель декламирует тхеку, устную формулу талы. Сегодня широко используется около двенадцати тал медленного, среднего или быстрого темпа. Талы музыки хиндустани необычайно выразительны, и про каждую можно сказать, что она обладает своим темпераментом (мизадж), определяемым не столько темпом, сколько внутренней организацией ударов. Очень быстрые талы, как, например, друт тинтал могут быть гораздо более строгими и "классическими", чем медленная дадра, имеющая несколько более томный характер. Исполнители музыки хиндустани часто сравнивают талы с поступью животных и птиц — слонов, лошадей, лебедей.

Приступая к исполнению композиции, музыкант сначала "пробуждает" са, затем создает несколько пробных мелодических рядов в свободном ритме, сопровождая их пением отдельных слогов, лишенных лексического смысла, тем самым настраиваясь на ту рагу, в которой будет исполняться композиция кхаял. Эта задающая часть композиции именуется алапа и является тем основанием, на котором покоится вес остальное. Исполнитель далее переходит непосредственно к композиции, задавая ударнику темп и указывая, где он должен вступить с первым ударом талы. После первого сигнала исполнителю на табле не требуются дальнейшие указания, он должен внимательно прислушиваться, чтобы удары барабана согласовывались с намерениями исполнителя мелодии и создавали должный фон, не забивая основную мелодию.

После того как композиция кхаял намечена, музыкант приступает к импровизации в данной раге, развивая и усиливая содержащиеся в композиции намеки. Он начинает с медленного углубленного исполнения низких тонов раги, а затем поднимается все выше и выше, постоянно наращивая темп. Таким образом достигается не просто продление произведения во времени, а скорее усиление и постепенная концентрация его смысла. При этом произведение должно восприниматься как единое целое, поскольку часть его так же лишена смысла, как неоконченная фраза. Первое звучание са верхней октавы — важный момент, ибо в это мгновение характер раги становится очевиден для слушателя. Весь процесс может занимать час или больше.

Музыкальное произведение никогда не репетируется заранее и не исполняется по строгим правилам. Это, скорее, живая связь между исполнителем и слушателем, при которой слушатель также участвует в создании композиции. Музыкант стремится разделить со слушателем все стадии творческого процесса, подобно тому как в разговоре собеседники делятся возникающими у них мыслями. Наилучшие условия для этого создаются в том случае, если музыка исполняется в узком кругу слушателей. Картина раги, представленной музыкантом, — в некотором смысле результат усилий всех присутствующих при ее исполнении. И в этом ее отличие от работы западного художника или композитора, совершающейся в относительном одиночестве.

Исполняя рагу, музыкант приближается к высшему состоянию бытия через его преломление в музыке. Музыкальные ряды, цвета и чувства, вызываемые рагой, создают определенное поле сознания, в котором слушатель является соучастником творчества. Ценность того, что открывает для себя музыкант в данный момент, определяется тем, что слышит и что принимает аудитория. Такое активное соучастие слушателя в исполнении произведения — характерная черта индийской музыкальной традиции, где исполнитель ведет за собой слушателя. В идеале оба должны одновременно воспринимать всю картину, воплощенную в звуке.

За медленной частью композиции кхаял обычно следуют одна-две быстрые импровизации в той же раге. Музыкальные ряды, уже заданные при медленном исполнении (бадхат), здесь получают дальнейшее развитие и обогащаются эффектной инструментовкой и быстрыми пассажами. Импро-визация — своего рода торжественное песнопение, гимн тому, что уже было высказано в музыке. Эта часть представления особенно привлекает тех, кто ценит виртуозное мастерство музыканта. Но устады (маэстро) часто говорят, что там, где начинается быстрый пассаж (тан), кончается рага.

Исполнитель музыки хиндустани использует чрезвычайно насыщенный, разработанный язык музыкальных интервалов. Поскольку слушатель по меньшей мере реагирует на этот язык или даже сам владеет им, открываются неограниченные возможности для выражения невыразимого. Художественные средства раги обеспечивают воплощение в доступной манере мельчайших оттенков, мгновенных проблесков творческой потенции, так, что они останутся запечатленными в сознании как исполнителя, так и слушателя.

Разумеется, музыка создается на многих уровнях. Создается немало произведений, удовлетворяющих невзыскательным вкусам, ибо велик спрос на незамысловатую музыку. Для истинных ценителей подобная музыка неприемлема не в силу своей простоты - ведь и величайшее искусство может быть крайне простым по своему характеру, - а потому, что музыкант серьезно не вовлечен в процесс создания внутренне-сокровенного и лишь старательно имитирует такой процесс. Но важно, что даже слабый музыкант отдает должное духовной сущности индийской музыки тем, что пытается подстроиться под нее.

Целостный музыкальный ряд голоса задает тон всей музыке, и движение этого ряда необходимо постоянно держать в центре внимания. Иначе говоря, в каждый данный момент времени издается только один звук. Может показаться, что этому противоречит исполнение композиции в сопровождении других инструментов: тампуры, звон струн которой задает звучание са и других доминантных нот раги; саранги и двух барабанов; но, выступая лишь обрамлением для движущегося музыкального ряда, они вторят ему, оттеняют, орнаментируют, помогая солисту. Ни один из звуков аккомпанирующих инструментов не предназначен для самостоятельного исполнения.

Подобно тому как существует много стилей каллиграфии, есть и целый ряд стилей нанесения мелодических рядов на холст тишины. Эти стили классической музыки хиндустани именуются гхаранами.

Гхарана буквально означает "семья". Это своего рода школа, закрытая для посторонних. Индивидуальный стиль, музыкальные вкусы и склонности признанного мастера придают каждой гхаране свои особые, отличительные черты.

Передаче музыкальной традиции от учителя к ученику в Индии придается исключительное значение. Подчас формальные церемонии обряда посвящения ученика могут быть столь же сложными, как и обряд бракосочетания. Существует особый религиозный ритуал, освящающий это событие в присутствии всего цеха музыкантов. Свое вступление в цех ученик отмечает исполнением музыки. Учителю подносятся подобающие в таких случаях дары, устраивается празднество. "Сина дар сина", от груди к груди - вот формула процесса передачи музыкальной традиции. Устад (учитель) передает шагирду (ученику) все свое внутреннее "я", весь свой музыкальный опыт, всю свою сущность. А посему и от ученика требуется полная отдача. Он должен быть лишь продолжателем дела своего учителя, способным принять, взлелеять и увековечить жизнь и работу великого мастера. Процесс обучения совершается в устной форме и очень часто тайно. Отец обучает сына, зятя или другого достойного ученика, доказавшего свою безграничную верность. Отношения между учителем и учеником характеризуются необычайной теплотой, чему способствует и отсутствие каких-либо письменных пособий. Принятие мастером "чужака" в качестве ученика происходит крайне редко и в исключительных случаях, лишь немногим выпало такое счастье. Глубочайшее почтение, покорность и стремление слиться с чем-то большим, чем есть ты сам, — настолько неотъемлемые черты процесса обучения, что они фактически стали составлять одно из достоинств музыки наряду с чистотой помысла и обузданием страстей. Вью-шей похвалой для индийского музыканта является сравнение с мастерами, которых он почитает, а его самого — с их факелоносцем. Для большинства такая похвала более желанна, чем утверждение неповторимости их таланта.

Наиболее значительные гхараны традиции кха-ял — гвалиорская, киранская, джайпурская, агр-ская и патиальская, именуемые каждая по изначальному месту жительства учителя или семьи учителей, вокруг которых вырастали и расцветали замкнутые музыкальные школы. Гвалиорская гхарана — старейшая, она соединяет формальную структуру и сакральное назначение стиля друпад с более личностным и созерцательным языком кхаял. Таким образом, эта школа является предтечей всех гхаран стиля кхаял, каждая из которых приняла и развила те ее черты, которые были наиболее близки духу основателя данной гхараны. Гхарана, сложившаяся в Киране, выписывает изящные трехмерные дуги и избегает острых углов. К музыкантам этой гхараны больше, чем к кому-либо другому, относится положение о том, что любой тон в мелодической схеме раги — это поле, которое должно быть возделано каждый раз заново и наполнено содержанием в момент исполнения. Такое погружение в себя отражается и в технике исполнения раги. Основание всего сооружения, т. е. са и мандра саптак (нижняя октава), требует наибольшего внимания. После того как заложен фундамент, слегка намечаются контуры создаваемой вертикальной структуры, а достижение вершины часто осуществляется в сознании слушателя в строгом соответствии с идеей о том, что ничто — а особенно столь совершенное, как картины сущности бытия, — не может быть сотворено простым смертным. Киранская школа больше ценит предположение, чем утверждение, обуздание чувств, чем их избыток, спокойную гармонию, нежели яркость выразительных средств.

Агрская гхарана, любовно именуемая рангила красочная, — использует смелые, пульсирующие штрихи и гораздо более открыта по своему характеру. Композиции обычно исполняются в более быстром темпе, и сила их воздействия на слушателя опирается на взаимодействие музыки и внешнего ритмического рисунка.

Джайпурская гхарана знаменита филигранностью отделки аланкар, или формальных выразительных средств. В традиционном исполнении сначала вся рага намечается несколькими резкими штрихами, а затем эта схема заполняется, детализируется и орнаментируется, подобно художественной миниатюре.

Черты языка и стиля каждой гхараны проистекают из индивидуальных особенностей личности их основателей. Но, несмотря на то что пуристы по сей день ратуют за сохранение в неприкосновенности их изначального своеобразия, тем не менее, хотим мы того или не хотим, с развитием электронной аппаратуры и расширением возможностей контакта происходит большее взаимопроникновение и взаимовлияние гхаран. На концертных подмостках в Индии можно услышать немало примеров заимствования и смешения стилей.

Одно из наиболее замечательных свойств традиционной музыки хиндустани — это соединение в ней строжайшей дисциплины и потрясающей свободы исполнения. Многие правила строги и незыблемы: законы раги, связь с временем суток, цель композиции, обрамление талы, предписанный порядок исполнения, верность вани, или стилю исполнения. Эти и многие другие соображения сковывают музыканта, но в то же время традиция предоставляет ему практически неограниченную возможность для выражения своего внутреннего состояния.

Он свободен в импровизации между строго установленными тонами нотной схемы и не скован рамками времени. Исполнение раги — это вид творчества, который стремится освободиться от внешнего времени, создавая свое собственное время, свое собственное движение и дыхание. Исполнение раги музыкантом есть акт воздействия на слушателя, и время, которое оно занимает, субъективно для обоих. Лишь сосредоточенное внимание слушателя, базирующееся на общности его состояния с состоянием исполнителя, помогает музыканту воплотить в жизнь свою художественную задачу.

Автор - Шейла Дхар

Источник: http://achababa.tripod.com

+3

4

Музыка Карнатака - медитация в звуке

Из всех стран мира, наверное, только Индия создала две совершенно самостоятельные классические музыкальные системы, в равной мере глубоко национальные по духу и истокам. Музыка хиндустани, сложившаяся на севере Индии, и музыка карнатак, развившаяся на юге страны, на территории современных штатов Тамилнад, Андхра Прадеш, Керала и Карнатака, два родственных течения, взявшие начало из одного источника Вед, священных гимнов древних ариев. Эти памятники трехтысячелетней давности послужили основой для богатейшей музыкальной культуры, которая к началу нашей эры достигла высокого уровня развития, выразившегося в знании законов акустики, использовании микротональных интервалов и создании эстетических теорий.

Свернутый текст

Древнейшим из дошедших до наших дней теоретическим исследованием о музыке является "Натьяшастра", трактат, написанный на санскрите между II в. до н. э. и II в. н. э Однако есть свидетельства, что у древних дравидов, живших на территории Индии до вторжения ариев, также была своя высокоразвитая музыкальная система. В "Шилаппадигарам", классическом тамильском памятнике II в н э, приводятся данные о музыкальной ладовой системе той эпохи, инструментах (в том числе двадцати одной разновидности одного только барабана), идеальных пропорциях музыкальных площадок и принципах расположения музыкантов на сцене

Хотя в музыковедческих текстах древнего и средневекового периода даются определения и толкования различных музыкальных технических терминов, мы тем не менее не знаем, как звучала музыка древних ариев и дравидов. Музыкальная культура усваивалась, сохранялась и передавалась изустно, и начинающие музыканты учились не по текстам, а под непосредственным руководством учителя слушая и воспроизводя музыку в течение долгих лет ученичества. Они в свои черед передавали приобретенные знания следующему поколению музыкантов

На протяжении всей индийской истории музыка и религия были неразрывно связаны, переплетаясь подобно утоку и основе. Как всякое художественное творчество, искусство музыки считалось средством богопознания. Центром классической музыки и танца искони был храм И по сей день многие сохранившиеся с незапамятных времен музыкальные произведения и инструменты можно увидеть только в его священных стенах, особенно в южной Индии Немало сведений о древнем музыкальном и танцевальном наследии мы получаем, созерцая скульптуры индийских храмов; а многие индийские музыканты почитались святыми, достигшими высочайшей степени духовности Музыка понималась как надопасана, устремление к божественному началу через звук. При такой духов ной ориентации культуры музыка обогащала и слушателей и •исполнителей необходимым эстетическим опытом. В этом смысле она воспринималась как взгляд вовнутрь, как проникновение в глубины человеческой души.

Древнейшими из известных нам музыкальных произведений, исполняемых и в наши дни, являются тамильские гимны теварам, датируемые VII в. н. э., — первоначально их насчитывалось несколько тысяч. Когда в средние века на север Индии вторглись завоеватели из Средней Азии, принесенные ими элементы персидских, арабских, тюркских и прочих традиций послужили своеобразным культурным водоразделом, что привело к возникновению в XIII—XIV вв. двух самостоятельных музыкальных стилей: на севере — музыки хиндустани — и на юге (которого чужеродные влияния, в сущности, не коснулись) — музыки карнатак. На протяжении последних шести столетий каждая музыкальная система развивала собственные формы, исполнительские принципы и язык, хотя понятия раги (мелодии) и талы (ритма) остаются основополагающими и общими для обеих систем.

И в хиндустани, и в карнатак "хорошей" считается музыка, соответствующая определенным эстетическим канонам. Индийская музыкальная эстетика тяготеет к изысканному орнаментированию мелодии, богатой окраске звука; простое извлечение звуков, по индийским понятиям, не может считаться прекрасным. Подобно тому как в живописи прекрасное не рождается из механического наложения разноцветных мазков, не организованных линиями и формами, так в индийской музыке тонико-мелодический рисунок, к которому, собственно, и стремится рага, требует разнообразных мелодических украшений при исполнении музыкальной темы. На техническом языке это называется гамака. Гамака — одновременно и точка соприкосновения двух систем, и точка их расхождения. Это объясняется тем, что, хотя обе системы в равной мере не мыслят себя без гамака, каждая отстаивает свой тип орнаментики. Рага не считается завершенной, если ее ладово-мелодический рисунок правильно не орнаментирован при исполнении, а что именно' следует считать правильным, по-разному понимается в каждой системе, так что исполнение музыкального произведения в стиле карнатак совершенно отлично от его звучания в стиле хиндустани. Технике такого исполнения учатся на практике, поскольку никакие нотные записи не дадут полного представления о тончайшей нюансировке украшений мелодической линии. Музыканты передают эти орнаментированные звуки колебанием струны или скольжением пальца по струне (как глиссандо на скрипке). Существуют четкие правила типов гамака для каждой раги — это приемы, напоминающие европейскую технику орнаментики, вроде тремоло, вибрато, глиссандо и их вариаций. Вместе с тем главная цель, к которой должен стремиться музыкант, — создание непрерывного, богато окрашенного, нерасчленяемого мелодического потока. Такая музыка столь же восхитительна для знатоков, сколь трудна для восприятия человека, привыкшего к достаточно точному воспроизведению нот в европейской традиции с ее равномерно-темперированным строем. (Музыка хиндустани и карнатак знает интонационный, или чистый, строй с октавой в 22 шрути, или четверти тона.)

Концепция раги как мелодического единства сложилась между V и vii веками. Что такое рага? Это ладово-мелодический бутон, которому творческая сила музыканта дает возможность расцвести полным цветом. У нее есть своя нотная грамматика и тональный синтаксис. Задача музыканта, постигшего суть музыки и овладевшего всеми техническими приемами, раскрыть эту музыкальную идею и заложенные в ней эмоционально-колористические возможности.

Вскоре после разделения музыкального потока на два русла выдающиеся композиторы обогатили карнатакское наследие религиозными гимнами на языках тамили и каннада. По преданию, Пуран-дарадаса (1480-1564) создал 475 000 духовных гимнов на языке каннада; из них до нас дошло всего несколько сот лирических песен, причем оригинальная музыка утеряна. Он известен как Сангита Питамаха, отец карнатакской музыки, ему принадлежит честь создания систематизированных постепенных музыкальных упражнений для начинающих, которые и сегодня составляют в Индии основу музыкального образования. Тамильские гимны Арунагиринатхары (XV в.), благоговейно сохраненные в музыкальной сокровищнице Юга, отличаются просодической изысканностью и сложнейшими ритмами.

В тот же период композитор Аннамачарья создал особую музыкальную форму крити с условными делениями на паллави, анупаллави и чсранам в том виде, в каком они известны нам в настоящее время. Эта форма была усовершенствована через триста лет выдающимся духовным подвижником и композитором Тьягараджей (1767—1847). Конец XVIII и начало XIX века считаются "золотым веком" музыки карнатак. В это время творили Тьягараджа, Мутхусвами Дикшитар (1775— 1835) и Шьяма Шастри (1763-1827) - великое трио карнатакских музыкантов, обогативших музыкальную сокровищницу сотнями крити на телугу и санскрите. Мощь и виртуозность этих выдающихся композиторов не превзойдены и полтора столетия спустя, до сих пор их произведения составляют основу репертуара музыкантов южной Индии. Если песни Дикшитара отличались духовной возвышенностью величавого санскрита, а композиции Шьямы Шастри исполнены очарования и чувствительности доступного для понимания телугу или упрощенного санскрита, Тьягараджа своей гениальностью и многосторонностью превосходит обоих и в простейших мелодиях, и в лирических песнях, и в сложнейших, требующих специальной музыкальной подготовки композициях. Годовщина его смерти отмечается каждый январь в Тираваллуваре в округе Танджавур, где собираются известные и малоизвестные музыканты, чтобы почтить память великого композитора исполнением его музыки.

Современник великого трио Балусвами Дикшитар (1786—1858) был первым исполнителем на скрипке, ввезенной в Индию с Запада. К концу века этот иноземный инструмент окончательно закрепился в музыке карнатак (с некоторыми модификациями правил игры, аппликатуры и звукоизвлечения), и сейчас без него не обходится ни один концерт музыки карнатак.

В индийской культуре религия и музыка переплетены теснейшим образом. Индусская мифология вкладывает вину, инструмент чисто индийский, в руки Сарасвати, богини музыки и знания. Огромное число классических произведений индийской музыки, особенно музыки карнатак, является вдохновенным излиянием глубоко верующей души. В каждом храме южной Индии есть свой ансамбль нагасварам; мощные звуки этого духового инструмента под ритмичную дробь барабана возвещают начало празднеств или ритуальных действ. Во время торжественного шествия вокруг храма с изображением чествуемого божества ансамбль возглавляет процессию, исполняя классические мелодии, не знающие себе равных по изысканности и богатству творческой фантазии. В некоторых храмах Тирупати и Мадраса организуются многодневные музыкальные и танцевальные фестивали по случаю больших торжеств. Если на севере Индии покровителем музыки был царский двор, то музыка карнатак, с ее особой религиозной направленностью, поддерживалась храмами:

служители культа оказывали музыкантам неизменное содействие.

Важное место отводилось музыке и в повседневной жизни. Ни одна молитва не считалась полной без духовного песнопения, а в южноиндийском обряде бракосочетания был обязателен не только нагасварам, но и настоящий вечерний концерт в исполнении известных музыкантов. В силу таких художественных, социальных и религиозных задач в музыке карнатак всегда присутствовало некое субъективное измерение - критерием совершенства исполнения считалась особая мелодичность, трогающая сердца слушателей и пробуждающая в них возвышенные чувства.

Расцвету искусств на юге страны в известной степени способствовало и покровительство двора. Махараджа Сватитирунал из Траванкора, современник великого трио, был плодовитым композитором, использовавшим в своих произведениях тексты как на санскрите, так и на хинди. Иланго, принцу династии Чера, принадлежит авторство "Шилаппадигарам". Правители Танджавура и Майсура были талантливыми композиторами и щедрыми покровителями музыки. Существует немало легенд о музыкальных состязаниях при дворах, в которых участвовали прославленные музыканты. Победителям воздавались воистину царские почести.

Таково культурное наследие, питающее музыку карнатак, наследие поистине богатейшее и разнообразнейшее. Вместе с тем некоторые великие композиторы прославились не столько своей технической изощренностью, сколько предельной строгостью выражения — памятуя, что и в простоте есть своя возвышенность: одна единственная нота, исполненная в надлежащей высоте и с чувством меры, может произвести не менее яркое впечатление, чем искусная и сложная музыкальная фраза. Существует более высокая эстетическая ценность, превосходящая техническое совершенство, она открывается "на уровне абсолютного восприятия прекрасного через сочетания звуковых образов". Эта идея расанобхути, достичь которого стремится музыка в целом, присуща и музыкальной системе северной Индии, помогая слушателю наслаждаться хорошей музыкой, даже если он не очень сведущ в тонкостях техники.

В индийской музыке (и северной, и южной) каждый исполнитель выбирает собственную базовую ноту, в зависимости от диапазона голоса. Специально написанных партий для разных голосов, как, скажем, для сопрано или баса в европейской музыке, не существует, и все исполняют одни, и те же композиции, сообразуясь со своими голосовыми данными. Для этого в каждом концерте должна быть тампура, четырехструнный инструмент, задающий основную ноту.

Ярче всего концепция "единства в многообразии" музыки севера и юга находит свое отражение в построении концерта. В обеих системах каждое произведение исполняется на свою рагу, которая служит основой для сложнейшей импровизации — важнейшей особенности концертирования, поскольку мастерство исполнителя оценивается по его импровизационному дару. Эта импровизация является ритмически свободной разработкой темы раги (называемой алапана) до исполнения крити; здесь музыкант импровизирует, выстраивая тональную картину и по-своему интерпретируя мелодию. Она может быть набросана эскизно или развита с исчерпывающей полнотой, но главное при этом - спонтанность, никакая предварительная репетиция здесь недопустима. Вот почему две алапаны даже у одного исполнителя не бывают одинаковы, как не бывают одинаковы картины художника, работающего в одной цветовой гамме. При всей четкости построения раги, строгости правил воспроизведения нот и дозволенных и недозволенных видов комбинирования звуков, при всей жесткости отбора приемов орнаментировки, необходимых для создания выразительного образа раги, жизнь и характер в импровизацию вливает только творческое воображение музыканта. Именно музыкант привносит в рагу то особое качество звучания, которое наполняет ее жизнью.

Импровизация в стиле карнатак может также выливаться в форму кальпана свара — фиоритурных комбинаций определенного ритма в рамках композиции. В них выявляется мастерство создания сложнейших ритмических узоров на основе заданного ритма. Ниравал — еще одна форма импровизации, но уже в лирическом произведении с постоянным ритмом.

Как музыка хиндустани, так и музыка карнатак являются своеобразным сочетанием точно воспроизводимых музыкальных композиций и импровизационных частей, зависящих от виртуозности исполнителя. Однако глубокое различие обеих музыкальных систем определяется самим процессом исполнения. Паллави — традиционный коронный номер в музыке карнатакского концерта. Здесь перед музыкантом открывается максимум возможностей для проявления виртуозности. Вместе с тем и исполнение неимпровизационных композиций может стать испытанием технической сноровки. Например, в падамах (легких классических композициях на любовные темы) проявляется во всей полноте мастерство владения мелодией и ритмом. Падамы неразрывно связаны с именем Кшетрагны — прославленного музыканта (XVII в.), лирические композиции которого особенно почитаются в музыке карнатак. Падамам никогда не предшествует алапана, поскольку композиции этого типа исчерпывают все возможности раги.

Завершают концерт тиллана (в которой доминируют ритмические фразы) и джавали (родственная падаму композиция, но более легкого содержания и исполняемая в более быстром темпе). Печатные программы почти никогда не раздаются на традиционном концерте; зритель ожидает сюрприза, предвкушает удовольствие от импровизации, радости узнавания раги с первых же тактов, возможности предугадать, какая из известных крити в этой раге последует...

Такая форма концерта окончательно сложилась в течение последнего столетия. За этот период в музыкальной жизни произошли серьезные социальные перемены. Раньше исполнители и организаторы концертов были выходцами из касты девадаси, пользующейся дурной репутацией за якобы распутный образ жизни, отчего концертирование считалось занятием непристойным. Двадцатое столетие сняло это позорное клеймо, и теперь все больше женщин посвящает себя серьезнейшим занятиям музыкой. По мере дальнейшего взаимопроникновения двух музыкальных систем раги стали переходить из музыки хиндустани в карнатак и обратно, способствуя их обоюдному обогащению.

Сейчас музыку изучают в колледжах; она записывается для грядущих поколений В современной Индии есть и сторонники эклектизма в музыке, и ревнители ее сугубой чистоты. Если еще вспомнить об огромных тиражах грампластинок, то о музыке карнатак нужно сказать: что старо, то дорого, а что ново, то манит. Впрочем, это же относится ко многим явлениям сегодняшней Индии.

Автор - Сакунтала Нарасимхан

Источник: http://achababa.tripod.com

+3

5

И снова музыка!!! На этот раз уважаемый O.D.I радует нас индийской скрипкой!

Kunnakudi Vaidyanathan - Violin

+3

6

А вот это для меня самого стало настоящим откровением!!! Никогда не слышал, чтобы индийская музыка исполнялась на саксофоне, а теперь вот услышал! Оказывается и такое бывает...
Благодаря стараниям O.D.I теперь и вы сможете это услышать!

Kadri Gopalnath
Saxophone

http://www.mediafire.com/?y4h9pncyt3j
91 mb

+3

7

Это электрогитара в музыке карнатака!

Приобщаемся к прекрасному!:)

+3

8

Женский вокал! Красота да и только!:)

Ranjani-Gayathri - Saravanabhava

+2

9

Еще одна запись, любезно предоставленная O.D.I - на этот раз мужской вокал

SRI. MAHARAJAPURAM SANTHANAM
Rapturous Delights

https://raaga.gumlet.io/raagaimg/r_img/250/cl/cl00498-5.jpg?w=300&dpr=1.0

https://mio.to/album/Maharajapuram Santhanam/Rapturous Delights (2002)

Отредактировано leonotdelnov (2008-04-20 21:09:35)

+1

10

Наслаждайтесь замечательной музыкой. :)

+5

11

Певицу MS Subbulakshmi называют самой известной исполнительницей музыки Карнатака прошлого века! Что тут еще говорить - слушаем и наслаждаемся!:)

M.S. Subbulakshmi

Отредактировано leonotdelnov (2008-04-20 23:50:56)

+2

12

M. Balamuralikrishna

https://www.youtube.com/watch?v=Z3HpyBXJ_c8

+2

13

На этот раз еще одна обработка. Хотя, вообще обработкой даже сложно назвать - просто достаточно бодрая музыка с ударными, гитарами  - все как положено, а в качестве аранжировок использованы индийские народные инструменты. Вообщем, местами очень даже ничего. Для тех, кому может быть индийская музыка кажется тяжелой для восприятия (не дай Бог нудной или скучной) это, думаю,будет как раз что надо!:)

The Ananda Shankar Experience and State of Bengal
Walking on
https://i.scdn.co/image/ab67616d00001e02d185325e9dfb2320214e3512

https://my.mail.ru/music/albums/The_Ana … 2881104072

А вот, если кто не знает State of Bengal
State of Bengal - псевдоним британско-азиатского диджея, музыканта и продюсера, представителя музыкального направления Asian Underground. Основой его музыкального стиля являются электронная музыка и этническая музыка Бенгалии (сегодня этот регион разделён между Индией и Бангладешом). Настоящее имя: Сайфулла Заман (англ. Saifullah Zaman), он же Сэм Заман (англ. Zaman). State Of Bengal – также название творческих коллективов, собиравшихся вокруг него.
Родился в Пакистане, вырос в Лондоне. Сэм начал свою творческую деятельность в конце 1980-х годов Лондоне, находясь под впечатлением от посещения деревни в Бангладеше, где он встречался с местными музыкантами и танцорами. В Лондоне он создал проект под названием State of Bengal, в который вошли диджеи, музыканты, рэпперы и танцоры. В рамках проекта происходило смешение азиатских (бенгальских) и западных культурных традиций и стилей. Среди участников того раннего проекта были такие известные люди британской-азиатской субкультуры как Deedar Zaman (позже - Asian Dub Foundation) и MC Mustaq (лидер-вокалист Fun-Da-Mental).

В середине 1990-х годов State Of Bengal работал диджеем в лондонском клубе «Anokha», смешивая этнику и электронную музыку. Там его встретила Бьорк и, проникшись его творческими идеями, пригласила State Of Bengal для поддержки в её мировом турне и для ремикса композиции «Hunter». В сентябре 1997 года он получил контракт с инди-лейблом Бьорк One Little Indian.

В следующие годы под псевдонимом State Of Bengal Сэм выпустил дебюьный альбом «Visual Audio», дал серию сольных концертов, сделал множество ремиксов (в т.ч. для Massive Attack, Khaled, Nusrat Fateh Ali Khan).

После выхода альбома «Visual Audio», State of Bengal занялся двумя большими проектами с бенгальскими музыкантами. Результатом первого проекта-сотрудничества с индийским ситаристом Анандой Шанкаром (племянником знаменитого Рави Шанкара) стал альбом «Walking On» (1998). Второй совместный проект был с певцом-баулом (баулы: бенгальские мистические музыканты) Пабан Дас Баулом, с которым был записан альбом 2004 года «Tana Tani».

В феврале 2007 года вышел очередной сольный альбом State Of Bengal под названием «Skip-IJ».

+1

14

Никогда не слышал, чтобы мандолину использовали для исполнения индийской классической музыки! И знаете, музыка превзошла мои ожидания! Мандолина звучит как народный индийский инструмент!:) Короче говоря, всячески рекомендую!

+3

15

Я позволю себе немного нарушить географию и предложить вам музыку Непала - она очень близка к индийской, поэтому думаю ЗДЕСЬ это будет вполне уместно.
Очень хочется что-то вам о ней рассказать, но боюсь что будут лишь одни восклицательные знаки!:) Скажу сразу - это наверное САМАЯ КРАСИВАЯ МУЗЫКА, КОТОРУЮ Я КОГДА-ЛИБО СЛЫШАЛ!!! Она божественна!!! Не знаю как даже сказать - это все равно, что дышать свежим воздухом!!! Сам я слушал ее уже наверное раз 100 и каждый раз переживаю совершенно неповторимые ощущения!!! Думаю, что Светлый праздник Пасхи  - отличный повод подарить вам этот шедевр!

Sur Sudha - Images of Nepal

Очень надеюсь, что вы оцените

Всем желаю отличного настроения! Слушайте прекрасную музыку! Христос Воскрес!

Отредактировано leonotdelnov (2008-04-28 00:25:54)

+5

16

Sur Sudha - Images of Nepal

Она божественна!!!

Так и есть, спасибо! :)

0

17

Очень рад, что вы оценили!:)

0

18

Всем, кто следит за темой, тем, кто не равнодушен к индийской музыке, я дарю еще один шедевр!:) Это шикарная сборка из 7 произведений, каждое из которых демонстрирует тот или иной традиционный индийский инструмент. Сборка называется Masters of Indian Classical Music, что по-моему вполне отражает содержимое:) Обложка тоже отражает содержимое, ибо музыка, подобранная здесь прекрасна как и тадж махал:)))

Masters of Indian Classical Music

https://i91.fastpic.ru/big/2017/0219/a8/3dd14ddea6166ee6615919a9923352a8.jpg?r=1

CD 1:
1 Raga Kausi Kanhra (Ravi Shankar (Sitar)) 20:47
2 Raga Bageshree (Hariprasad Chaurasia (Bansuri)) 29:39
3 Raga Kamalshree (Amjad Ali Khan (Sarod)) 20:57
CD 2:
1 Teentala (Zakir Hussain (Tabla)) 28:52
2 Dadra In Raga Bhairavi (N. Rajam (Violin)) 9:46
3 Raga Rageshwari (Bismillah Khan (Shehnai)) 20:37
4 Mishra Bhairavi (Ram Narayan (Sarangi)) 14:09

https://musify.club/release/masters-of- … 03-1236235

Отредактировано leonotdelnov (2008-07-07 18:58:07)

+4

19

leonotdelnov , за _Sur Sudha - Images of Nepal_ спасибо большое)))
...а есть что нибудь еще из Тибетской, Непальской этники?  (могу залить, что у меня есть...)

Отредактировано avm79 (2008-05-08 19:53:17)

0

20

avm79 написал(а):

leonotdelnov , за _Sur Sudha - Images of Nepal_ спасибо большое)))
...а есть что нибудь еще из Тибетской, Непальской этники?  (могу залить, что у меня есть...)

За Sur Sudha пожалуйста, рад что понравилось. Есть у них еще один альбом, скоро выложу. Из непальской есть еще один диск, но там музыка такая... довольно специфическая, на Sur Sudha не  похоже. Из тибетской тоже есть 1 диск.
А то, что у тебя есть ты выкладывай, буду тебе очень благодарен!

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Форум Города N » Folk/ Ethnic » Индийская музыка


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно