https://cs7.pikabu.ru/post_img/big/2018/12/29/3/1546055661166551310.jpg

Часто Русь, Россию ассоциируют с медвежьей страной. Медведь для нас, русских, всегда являлся тотемом. На некоторых моментах, связанных с этим фактом я и хочу остановиться в своей статье чуть подробнее.Культ медведя существовал у многих народов мира, начиная еще с древних времен
  Медведь для многих племен был "тотемом", животным олицетворявшим собой Род. К примеру так называемые мустьерские медвежьи пещеры, в которых медвежьи кости составляют 90-95% от всех костных остатков, а количество особей доходило до тысячи медведей в одном месте В пещере Михнитц и Минерв найдено так же несколько сот тысяч аккуратно сложенных черепов пещерного медведя. Подобные хранилища черепов были найдены во многих некогда обитаемых пещерах Европы. Эти пещеры были труднодоступны, кроме этого существуют данные, что люди не находились там постоянно, что, скорее всего, свидетельствует о том, что эти пещеры были святилищами медвежьего культа, который был связан с магией возрождения. Кроме этих пещер археологами так же были найдены в огромном количестве наскальные рисунки и различные фигурки этого зверя. К этим находкам, к примеру, можно отнести наскальный рисунок медведя, относящийся к неолиту и найденный в районе притока реки Камы - Вишеры; антропоморфные скульптурки медведя, которые в огромных количествах были найдены от Урала до Тихоокеанского побережья. Древние верили, что некоторые части медведя были способны отгонять злых духов и приносить удачу их владельцам, поэтому самыми распространенными и любимыми амулетами и оберегами у древних людей были клыки медведей. С медведями были так же связан ряд ритуалов, которые широко использовались в повседневной жизни. К примеру, коряки убитого медведя несли к дому, его должна была обязательно встретить женщина с горящими головнями в руках. Мертвому зверю приносили еду, затем его шкуру, снятую вместе с головой набивали травой и обносили вокруг дома, т.е. провожали его душу домой, чтобы умилостивить медведя, попросить у него прощения за вынужденную охоту.Широко культ медведя был распространен и в Европе. К примеру, в Карпатах были суды над медведем."В Карпатах существовали суды над медведем. Об этой традиции еще помнят нынешние жители украинских гор.
Суд состоял из уважаемых в селе людей и заседал по случаю вреда, причиненного медведем. Суд выносил два вида решений. Медведя убить, или медведя не убивать. Поводом для заседания были повторяющиеся случаи убивания медведем скота. Критерием «расстрельного» приговора было задранных десять голов скота. Убить решали именно этого медведя, а не вообще. Кроме того, существовал очень короткий срок давности. Если за этот срок виноватца не удалось добыть, а ущербы прекратились, преследование прекращали.
  Охота на медведя с целью добычи проводились своим чередом.
  Хочу обратить внимание, что медведю в этих наивных сельских судах присваивались его права на добывание пищи. Мелкий ущерб не считался преступлением.
   За медведем было признано право на жизнь. Прошу также обратить внимание, что медведь не мог отстаивать свои права в суде. Но суд признавал и уважал медвежьи права лучше, чем нынешние суды права человека."
Де-факто, это обозначает то, что за медведем было признано право на жизнь. Не менее широко культ медведя был признан и в скандинавских странах. Некоторые герои саг по легенде ведут свое происхождение от медведя и женщины. Такова «Hrolfs saga» о сыне норвежского конунга Ринга Бьорна, превращенного злой мачехой в медведя, и жене его Бере. Некоторые исследователи считали, что берсекеры были воинами-медведями, обладающими неимоверной силой.
  Очень широко культ медведя был распространен у русского народа. К примеру, в древнейших славянских захоронениях-курганах 8-10 веков были найдены вместе с костями человека, и кости животных, при этом это, как правило, были, как правило, медвежьи лапы. Иногда использовались не лапы живого медведя, а глиняные изображения их. В большинстве курганов Суздальской земли наблюдалось сочетание глиняных кругов и медвежьих лап. Подобное было распространено по всей земле русской. В курганах Приладожья встречались из костей медведя исключительно ногтевые фаланги его лап. Все предметы, помещаемые рядом с покойником, были призваны служить определенную роль в жизни покойного. Медвежьи лапы были призваны защитить, сберечь человека в том мире. Помимо медвежьих лап в курганах находили и кольца. Замкнутый круг осмысливался как символ непрерывности и целостности. Слово круг, колесо произошло от древнерусского слова «коло», означающее круг, свет, солнце, ив более широком смысле все небо, где обитали Боги. Зачастую происхождение медведя в глазах народа имело божественные корни, на этом фоне можно вывести прямую связь между медвежьей лапой, принадлежащей сыну неба и кругом, олицетворяющим небо.
Зачастую само название медведя было табуированным. К примеру, в словаре В.И Даля, можно обнаружить 37 его названий – зверь, черный зверь, лесник, Раменский, урманный, ломака, костоправ, Михайло Иванович Топтыгин, косолапый куций, коматый, мохнатый, леший, ведун, мишка и др.
   На языческой Руси медведь имел очень прочную связь, прежде всего, с таким божеством как Велес. В древнейшие времена Велес считался Богом, принимавшим облик медведя. К примеру, ритуальный топор с головой медведя, найденный в Ростовской земле на капище Велеса. Также в «Сказании о построении града Ярославля» связь Велеса и медведя прослеживалась очень четко.
«И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же наскельницы человечы, поганые веры – язычцы зли сущее. Идол же клянястасе сии- бысть Волос – сиречь скотний бог» Кроме этого, сравните Волос-Велес и волосатый-велесатый-волохатый, последние 3 слова это еще несколько тайных имен медведя.

Как видно из вышеизложенного, культ медведя на Руси прослеживался очень четко, а также сохранился вплоть до наших дней, прежде всего в сказаниях, мифах, преданиях.