Опасные связи / Dangerous Liaisons

http://i71.fastpic.ru/big/2015/0608/7d/bb2377c8787c986851f41dd08886c77d.jpg?r=1

год 1988
страна США, Великобритания
слоган «Lust. Seduction. Revenge. The Game As You've Never Seen It Played Before.»
режиссер Стивен Фрирз
сценарий Кристофер Хэмптон, Шодерло де Лакло
продюсер Кристофер Хэмптон, Норма Хейман, Hank Moonjean
оператор Филипп Русселот
композитор Джордж Фентон, Иоганн Себастьян Бах, Christoph Willibald Gluck, ...
жанр мелодрама, драма
бюджет $14 000 000
сборы в США $34 670 720
премьера (мир) 16 декабря 1988
рейтинг MPAA R
время 119 мин

В ролях: Гленн Клоуз (Glenn Close), Джон Малкович (John Malkovich), Мишель Пфайффер (Michelle Pfeiffer), Свузи Кертц (Swoosie Kurtz), Киану Ривз (Keanu Reeves), Милдред Нэтуик (Mildred Natwick), Ума Турман (Uma Thurman), Джо Шеридан (Joe Sheridan), Питер Капальди (Peter Capaldi).

В XVIII веке французский офицер Шадерло де Лакло (Choderlos De Laclos) написал эротический роман в письмах "Опасные связи" о хитроумных интригах коварной графини де Мертей и виконта де Вальмонта, имеющего славу безжалостного обольстителя и ловеласа. Два столетия спустя писатель Кристофер Хэмптон (Christopher Hampton) превратил этот роман в пьесу, пользовавшуюся ошеломительным успехом на сценах всего мира, а затем вполне логично пьеса перекочевала на экраны, переживая различные варианты экранизаций, одна из которых была осуществлена в 1988 году Стивеном Фрирзом.

Итак, что за история перед нами? Стареющая маркиза (Гленн Клоуз), которая не остановится ни перед чем, лишь бы удовлетворить свое тщеславие, заключает своеобразное пари с известным сердцеедом виконтом де Вальмонтом (Джон Малкович) о том, что он соблазнит графиню де Турвель (Мишель Пфайффер), женщину исключительной добродетели, и предоставит неоспоримые доказательства сего факта. Попутно виконту дается задание соблазнить и юную Сесиль де Воланж (Ума Турман), несмотря на пылкую юношескую влюбленность оной в кавалера Дансени (Киану Ривз). Вальмонт с успехом осуществляет все планы маркизы, надеясь получить за это взамен достойную награду… Но вместо награды всё оборачивается трагедией, где все участники действия становятся жертвами этой безжалостной интриги.

Экранизация Фрирза масштабна, грандиозна и помпезна. Громкие имена актеров, великолепные костюмы того времени, воспроизведенные с точностью до мелочей, блестящее музыкальное сопровождение… Нельзя не провести параллель с другой экранизацией де Лакло - картиной Милоша Формана "Вальмонт" (с Аннетт Бенинг (Annette Bening) и Колином Фёртом (Colin Firth) в главных ролях), снятой практически одновременно с "Опасными связями". Несомненно, фильм Фрирза более яркий и насыщенный - сама атмосфера густо пропитана ощущением неминуемой трагедии. Музыка, краски, лица - все мелькает, как в фантастическом маскараде, где под масками прячутся истинные лица - жуткие и уродливые.

Клоуз похожа на хищную птицу, способную забить до смерти любого, кто встанет у нее на пути. Малкович как герой-любовник не вызывает никаких положительных эмоций, наоборот, все его действия и ухищрения, на которые он идет для достижения своих целей, грязны и неприятны. В картине Формана же эти персонажи, задающие тон всему фильму, выглядят намного мягче и лиричней. В них нет той негативной экспрессии, которая давит у Фрирза со страшной силой. Формановские маркиза и виконт, хотя и затевают те же самые интриги, однако вызывают определенную долю симпатии и сочувствия. Но сомнений нет - персонажи Клоуз и Малковича гораздо более приближены к образам, изображенным в романе де Лакло.

Что касается героини несчастной жертвы Вальмонта графини де Турвель, то и в изображении Мишель Пфайффер, и Мег Тилли (Meg Tilly), она одинаково трогательна и беспомощна. А вот герои юных Сесиль де Воланж и кавалера Дансени также разительно отличаются в обеих экранизациях, но только теперь Фрирз явно проигрывает Форману. Двухметровая Турман и отнюдь не мальчик Киану Ривз выглядят уж слишком зрелыми по сравнению с их героями, которые юны и чисты, которым чужды все эти светские интриги и забавы с судьбами людей. Киану Ривз, изображающий юношескую простоту и доверчивость, вызывает улыбку - как будто его по ошибке затянули на съемочную площадку и дали роль, совсем ему не приглянувшуюся. Турман далеко не похожа на невинную девочку, которой должна быть. Наоборот, так легко поддавшись соблазну Вальмонта, она наводит на мысль, что именно такое положение вещей ее полностью устраивает. У Формана же эти двое именно такие, какие и должны быть: юные, мягкие, нежные, неопытные и пылкие.

И все же, несмотря на всё это, фильм не может не увлечь. Доказательство тому - "Оскары" за лучший адаптированный сценарий, работу художника и костюмы, номинации за лучший фильм, лучшую женскую роль - Гленн Клоуз, лучшую женскую роль второго плана - Мишель Пфайффер и музыкальное сопровождение, а также премия "Сезар" за лучший иностранный фильм.



Стивен Фрирз, Гленн Клоуз, Джон Малкович, Мишель Пфайффер, Киану Ривз, Ума Турман, Шодерло де Лакло