Язык фильма
Язык является основой фильма. Всю свою жизнь Доминик Матей посвятил изучению языков, он считал язык ключом к пониманию развития сознания. Его цель – найти «прото-язык».
Ассистент Копполы собрал группу лингвистов, которые обучали актёров санскриту, вавилонскому, египетскому, китайскому и другим языкам. Кроме того, они изучали иероглифы и клинопись. К концу фильма появляется необходимость создания искусственного языка. Доминик изобретает язык, который в будущем может быть расшифрован при помощи компьютера. Этот язык был придуман Дэвидом Шульманом: «Для этого мне потребовалось всего несколько часов. Всё, что мне было нужно – это базовая грамматика и несколько корней слов. Вербальная система – является «сердцем» языковой организации реальности, время, процесс, действие и так далее». Искусственный язык Шульмана различает только продолжающиеся и завершённые на данный момент действия, т.е. в нём нет ни будущего, ни прошедшего времени, он «ориентирован на настоящее» (что в очередной раз подчёркивает концепцию фильма).
Из интервью с Ф.Ф. Копполой:
«Меня всегда интересовало понятие времени, поскольку только кинематограф и музыка обладают полным контролем над временем. В кино можно прокрутить назад, вперед, ускориться, притормозить. Музыка существует одновременно в пространстве, в смысле гармонии, и во времени: она может менять темп, повторять мотивы и т.д. Тогда как картина существует только в пространстве.
Когда я работал над "Молодостью без молодости", в какой-то степени в той же манере, что и над "Бойцовой рыбкой", я сказал себе, что концепция времени возможна только в нашем замечательном человеческом сознании, поскольку наше сознание способно сказать: это будущее, это прошлое. Я не думаю, что собака или шимпанзе говорят себе: лет через пять я состарюсь и хотела бы я знать, будут ли мои хозяева обо мне заботиться. Или: я слыхал, что шесть лет назад одну собаку переехала машина. А мы, люди, можем это сказать»
«Я заинтересовался сознанием, потому что внутри сознания есть концепция времени. Я пытался выразить разное отношение к действительности: в жизни мы все время возвращаемся к одной и той же реальности, тогда как сон уводит нас совсем в другие сферы. Я думаю, что еще одна вещь, которую я понял на этом фильме: то, что язык является важнейшим фактором человеческого сознания. Сложность нашей мысли, нашего тела, наших эмоций, наших воспоминаний существует благодаря языку. Поэтому неслучайно, что герой, профессор Матеи — лингвист. С того момента, как у людей появился язык, они начали осмыслять время. Наши первые воспоминания восходят к трем-четырем годам, поскольку до этого мы не умели говорить. Могли произнести только нескольких слов: "Мама", "Хочу есть". С языком пробуждается мышление»
Коппола о розе:
«В рассказе Элиаде роза связана с темой двойников. Она — символ реальности, находящейся по ту сторону всего того, что считается возможным. Вот мы сидим вместе, разговариваем, снаружи — деревья, но это же неполная картина. Можно и еще что-то увидеть. Мы не видим и не слышим, потому что для таких вещей у нас нет глаз и ушей. Возможно, есть и другие существа, неизвестно. Роза — подтверждения существования другой реальности. Кроме того, она — идея Будды. Третья роза, появляющаяся только в конце фильма, — это идея благодати. Этот человек, в одиночестве умирающий в снегу, любил и был любим. Мы все умрем, но те, кто прожил хорошую жизнь, умрут хорошей смертью»[/size]