Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni) (1912-2007) - знаменитый итальянский кинорежиссер, сценарист.
Родился 29 сентября 1912 в Ферраре, в 1935 окончил году Высшую школу экономики и коммерции Болонского университета, работал в банке. В конце 30-х — начале 40-х годов был кинокритиком — сначала в региональной газете, затем в столичной прессе, причем как в официальном фашистском журнале «Чинема», так и в подпольно издававшейся во время войны газете «Италия либера».
В эти же годы решил заняться кинорежиссурой, впервые заглянув в объектив кинокамеры — по собственным словам — в сумасшедшем доме, где собирался снимать любительский фильм о душевнобольных, который так и не сделал. В 1940 посещал Экспериментальный киноцентр в Риме, где в это время рождались идеи неореализма, и откуда вышли многие режиссеры этого течения в киноискусстве. Практическую работу в кино начал ассистентом режиссера на фильме Марселя Карне Вечерние посетители (1942). Сотрудничал с большинством ведущих итальянских режиссеров 40-50-х годов, участвуя в написании сценариев фильмов Роберто Росселлини Пилот возвращается (1942), Джузеппе Де Сантиса Трагическая охота (1947), Лукино Висконти Процесс М.Тарновской (нереализованный сценарий) и Федерико Феллини Белый шейх (1952).
Первая самостоятельная работа — съемки в 1943 году документального фильма Люди с По о бедняках, живущих в долине этой реки, что было новой для итальянского кино темой и предвосхищало круг интересов возникшего двумя годами позже неореализма. Однако большая часть материала картины была утрачена в годы войны, и смонтированный из оставшихся фрагментов в 1947 году фильм уже не произвел сильного впечатления на зрителей и профессионалов; тем не менее, Антониони впоследствии говорил: «мысль, что я, так сказать, в одиночку „изобрел“ неореализм, доставляет мне внутреннее удовлетворение». После войны он снял еще несколько документальных фильмов, также следовавших в русле неореализма.
Ранние игровые фильмы Антониони — Хроника одной любви (1950), Побежденные (1952), Дама без камелий (1953), Крик (1957) и другие — были охарактеризованы критикой как «внутренний неореализм», поскольку в них центр внимания был смещен с привычных для неореалистических картин особенностей быта и социальных отношений к внутреннему миру персонажей. В этих фильмах уже проявились основные черты режиссерского почерка Антониони — замедленный темп, склонность к длинным планам, внимание к деталям материальной среды, — которые в дальнейших работах режиссера оформились в качественно новый оригинальный авторский стиль.
Следующие три фильма, которые обычно объединяют в т.н. трилогию отчуждения (некоммуникабельности) — Приключение (1960), Ночь (1961) и Затмение (1962) — посвящены людям, утратившим способность к близким человеческим отношениям и безуспешно ищущим выход из одиночества. Так впервые в киноискусстве (чуть раньше тематически близких фильмов Ингмара Бергмана Молчание (1962) и Персона (1966)) была раскрыта проблема некоммуникабельности в современном обществе. Состояние одиночества персонажей и общая атмосфера отчужденности в этих фильмах создавались в значительной степени с помощью передаваемого на экране состояния вещного мира: долгие медленные кадры, сосредоточенные на отдельных предметах, и общие планы, на которых почти ничего не происходит, начинали жить своей собственной жизнью, воплощавшей внутренний мир персонажей. Этот новый способ раскрытия человеческой психологии средствами кинематографа стал, по-видимому, наиболее значительным открытием Антониони в области киноязыка и оказал большое влияние на дальнейшее развитие мирового кинематографа (сильнее всего — на фильмы Миклоша Янчо и Андрея Тарковского).
Следующий фильм режиссера — Красная пустыня (1964, главный приз в Венеции) — тематически примыкает к трем предыдущим (вследствие чего иногда говорят о «тетралогии отчуждения»), но изобразительно существенно от них отличается. В этой первой своей цветной картине Антониони выразил внутренний мир героини не столько с помощью форм и фактур внешнего мира, сколько с помощью его цветов, которые в некоторых сценах менялись в зависимости от состояния героини. Одновременно изображение в фильме наполнилось насыщенными цветными плоскостями, причудливо изогнутыми трубами и т.п. Цветные ядовитые дымы и горы шлаков дали повод многим критикам расценить фильм как обличающий пороки невнимательной к экологии цивилизации. Но в действительности режиссер, о котором говорили, что он стремился показать красоту этого мира, где даже заводы могут быть прекрасными, просто констатировал новый тип эстетики, принесенный современным промышленно-бытовым дизайном, что визуально утвердило мысль о приходе постиндустриальной цивилизации и культуры, качественно отличающейся от всей предшествовавшей. Этот аспект фильма прошел незамеченным, и только в последние два десятилетия, когда такая эстетика стала доминирующей в кинематографе и видеоклипах, стало понятно, что Антониони опять в одиночку угадал будущее киноискусства.
В следующих своих работах, каждую из которых он снимал в новой стране, Антониони отказался от изобразительных поисков и сосредоточился на различных сторонах утвердившегося мироустройства. В поставленном в Великобритании фильме Фотоувеличение (Блоу-ап, по рассказу Хулио Кортасара, 1966) фотограф, пытающийся разобраться в событиях, случайным свидетелем которых он стал, оказывается неспособным проникнуть в суть явлений, теряющихся за своей видимой оболочкой. В сделанной в США картине Забриски Пойнт (1969) герои фильма — бунтующие студенты — находятся в положении между различными частями общества, раскол которого воплощается, в том числе, и визуальным конфликтом между Долиной Смерти и современным городом. Уставший от жизни герой снятого в Африке и Испании фильма Профессия: репортер (1975) попытался жить жизнью другого человека, но оказался втянутым в проблемы, куда более серьезные, чем те, от которых он бежал. В 1972 Антониони снял полнометражный документальный фильм Китай, в конце 70-х собирался делать фильм в СССР, в Средней Азии.
В 1980 снял телефильм Тайна Обервальда (по пьесе Жана Кокто Двуглавый орел), где, пренебрегая сюжетом, сосредоточился на цветовых возможностях, которые давали новые на тот момент телевизионные технологии. В 1981 году поставил фильм Идентификация женщины, в 1990 - Экипаж, который он (несмотря на производственную простоту этого фильма) готовил несколько лет.
В 1996 вышел фильм За облаками, снятый совместно с Вимом Вендерсом, который считает себя последователем Антониони. Доля участия каждого из сорежиссеров в картине неизвестна, и существуют сомнения, что почти слепой 84-летний Антониони вообще имел сколько-нибудь реальное отношение к постановке фильма, но, тем не менее, фильм сделан в «фирменной» антониониевской эстетике и выглядит как ранняя картина режиссера, но только в цвете.
Микеланджело Антониони — соавтор сценариев всех своих фильмов (кроме новеллы Предисловие: кинопроба в фильме Три лица (1965)). Также известен как писатель и художник, в 1957-1958 поставил в римском театре «Элизео» пьесы Тайные скандалы (одним из авторов которой он был) и Я - камера.
Микеланджело Антониони скончался в возрасте 94 лет 30 июля 2007 года.
Фильмография:
Пилот возвращается (Un pilota ritorna, режиссер Роберто Росселлини, 1942) – соавтор сценария;
Вечерние посетители (Les visiteurs du soir, режиссер Марсель Карне, 1942) – ассистент режиссера;
Двое неизвестных (I due foscari, режиссер Энрико Фулькиньони, 1942) – соавтор сценария, ассистент режиссера;
Люди с По, документальный (Genten del Po, 1943-1947) – режиссер;
Трагическая охота (Caccia tragica, режиссер Джузеппе Де Сантис, 1947) – соавтор сценария;
Метельщики улиц, документальный (Netezza urbana, N.U., 1948) – режиссер;
Суеверие, документальный (Superstizione, 1948) – режиссер (фильм закончен без участия Антониони);
Любовное притворство, документальный (Amoroza menzogna, 1949) – режиссер;
Семь канн, один костюм, документальный (Sette canne e un vestito, 1950) – режиссер;
Вилла монстров, документальный (La villa dei mostri, 1950) – режиссер;
Канатная дорога в Фалории, документальный (La funivia del Faloria, 1950) – режиссер;
Хроника одной любви (Cronaca di un amore, 1950) – режиссер, соавтор сценария;
Белый шейх (Lo sceicco bianco, режиссер Федерико Феллини, 1952) – соавтор сюжета;
Побежденные (I viniti, 1952) – режиссер, соавтор сценария;
Дама без камелий (La signora senza camelie, 1953) – режиссер, соавтор сценария;
Любовь в городе (L'amore in citta, альманах, 1953) – режиссер и соавтор сценария новеллы Попытка самоубийства (Tentato suicidio);
Подруги (Le amiche, по повести Чезаре Павезе Среди женщин, 1955, приз в Венеции) – режиссер, соавтор сценария;
Крик (Il grido, в сов. прокате Отчаяние, 1957) – режиссер, соавтор сценария;
Буря (La tempesta, режиссер Альберто Латтуада, по повести Александра Пушкина Капитанская дочка, 1958) – режиссер второй группы;
Приключение (L'avventura, 1960, спец. приз в Канне) – режиссер, соавтор сценария;
Ночь (La notte, 1961, гл. приз в Берлине) – режиссер, соавтор сценария;
Затмение (L'eclisse, 1962, спец. приз в Канне) – режиссер, соавтор сценария;
Красная пустыня (Deserto rosso, 1964, гл. приз в Венеции) – режиссер, соавтор сценария;
Три лица (I tre volti, альманах, 1965) – режиссер новеллы Предисловие : кинопроба (Prefazione);
Фотоувеличение (Блоу-ап, Blow-up, 1966, гл. пр. в Канне) – режиссер, соавтор сценария;
Забриски Пойнт (Zabriskie Point, 1969) – режиссер, соавтор сценария;
Профессия: репортер (Professione: reporter, The Passenger, 1975) – режиссер, соавтор сценария;
Китай, документальный (Chung kuo, 1972) – режиссер;
Тайна Обервальда, телефильм (Il misterio di Oberwald, по пьесе Жана Кокто Двуглавый орел, 1980) – режиссер, соавтор сценария;
Идентификация женщины (Identificazione di una donna, 1981) – режиссер, соавтор сценария;
Экипаж (The Crew, 1990) – режиссер, соавтор сценария;
Вулканы и карнавал (Volcanoes and Carnival, 1992) – режиссер, соавтор сценария;
За облаками (Beyond the Clouds, 1995) – сорежиссер, соавтор сценария;
Эрос (новелла "Опасная связь вещей")(Eros, 2005)
Хэррисон Форд, Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Моника Витти, Ален Делон, Фанни Ардан, Ирен Жакоб, Джон Малкович, Софи Марсо, Венсан Перес, Жан Рено, Золотой Медведь, Франсиско Рабаль, Томас Милиан, Массимо Джиротти, Лара Вендел, Бернхард Викки, Лючия Бозе