Год выпуска: 1996
Страна: Франция-Бельгия-Великобритания
Жанр: Драма
Продолжительность: 1:52:44
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Режиссёр: Жако ван Дормель / Jaco Van Dormael
В ролях: Даниэль Отой / Daniel Auteuil, Миу-Миу / Miou-Miou, Паскаль Дюкенн / Pascal Duquenne, Анри Гарсен / Henri Garcin, Изабель Садоян / Isabelle Sadoyan
История отношений преуспевающего банковского клерка, который переживает острый семейный кризис, и сбежавшего из психдиспансера пациента. Открытость чувств «человека без хромосомы» обнажает лживость масочного карнавала «нормальных» людей, разучившихся понимать и прощать друг друга.
Гарри, преуспевающий клерк престижного брюссельского банка, занимается тем, что обучает коллег «эффективному позиционированию» — умению как можно выгодней себя продавать, и, как результат, добиваться максимального успеха в бизнесе. Но при этом он переживает серьезный кризис в личной жизни: жена с двумя любимыми дочками с некоторых пор живет от него отдельно. Семейные отношения еще более обостряются после того, как Гарри опаздывает на встречу с детьми, которые специально приезжают к нему на уикенд.
В это же время из психлечебницы бежит Джордж, у которого врожденная «патология аутосомальной хромосомы», проще говоря – синдром Дауна. Бежит по той простой причине, что на этот самый уикенд его не забрала домой любимая мама. Через некоторое время пути Гарри и Джорджа пересекаются: решив оказать беспомощному попутчику услугу, Гарри берется отвезти его домой. С этой же минуты он невольно становится опекуном человека, который тем только отличается от остальных, что не имеет одной единственной хромосомы. Именно это обстоятельство делает Джорджа и подобных ему людей не совсем полноценными.
Вся эта история, увиденная как бы глазами Джорджа, начинается с его рассказа о Боге, создавшем в первые семь дней творения землю, воду, траву, телевидение… — то есть все то, что делает жизнь Джорджа вполне самодостаточной, и без чего он ее просто не мыслит.
В какой-то момент фильм Жако ван Дормеля заставляет вспоминать «Полет над гнездом кукушки», с той только разницей, что у Формана пациентов лечебницы играли профессиональные актеры, здесь же – реальные люди с синдромом Дауна. Это нельзя назвать абсолютной новацией в кино: в середине 1970-х немец Вернер Херцог снимал у себя в главных ролях Бруно С. — «человека без паспорта и фамилии». Ларс фон Триер задействовал людей с этим генетическим заболеванием в ролях второго плана в сериале «Королевство» (1994). Блестяще отработал в российских «Старухах» московский юноша.
Приглашение на одну из двух главных ролей в Le Huitieme Jour Паскаля Дюкена — это вовсе не дань доставшей всех политкорректности, а, без преувеличения, творческое достижение бельгийского режиссера. В случае с Дюкеном осознаешь вдруг, что расхожее утверждение «глаза — зеркало души» — есть не что иное, как красивый речевой оборот и не более того. Именно этот актер-любитель привносит в фильм то эмоциональное напряжение, что прорывается в финале «половодьем чувств» с красивым названием катарсис.
Простодушие Дюкена, играющего, по сути, самого себя, делает еще более очевидной лживость масочного карнавала так называемых нормальных людей, умеющих выгодно себя продавать, но при этом так и не научившихся понимать и прощать друг друга. Перед известным французским актером Даниэлем Отоем стояла непростая задача: найти не только контакт с Дюкеном, но и создать адекватный контраст искренности и непосредственности своего партнера, который, даже в отличие от ребенка, априори не способен играть подтексты.
Судьба Джорджа – это история изгоя, который не вписывается в общество в силу своей «ущербности». Но она может быть прочитана и как история Гарри, которому знакомство с человеком без задних мыслей дает уникальный шанс заглянуть в собственную душу как бы чужими глазами. Не случайно на Каннском фестивале приз за лучшую мужскую роль был мудро и справедливо разделен между двумя главными исполнителями.
Награды И Номинации:
Каннский Кинофестиваль, 1996 год
Серебряная премия за Лучшую мужскую роль (Даниель Отой)
Номинация на Золотую пальмовую ветвь
Золотой Глобус, 1997 год
Номинация на Лучший фильм на иностранном языке