Давно хотел познакомить вас с этим удивительным композитором! Сам я узнал о ней случайно - несколько лет назад по "культуре" показывали посвященную ей передачу. То, что я там увидел и услышал произвело на меня неизгладимое впечатление. Долго потом искал ее записи, торрентов и ЖЖ тогда еще не было и в инете ее записей было не найти. Каким-то образом вышел на какого-то музыкального теоретика, через которого достал ее произведения на кассетах... Ну, а теперь в инете есть все и в любом качестве... только все равно про нее мало кто знает.
Галина Ивановна Уствольская
(1919-2006)
"Музыка Уствольской уникальна и в буквальном смысле ни на что не похожа, она чрезвычайно экспрессивна, мужественна, сурова и исполнена трагическим пафосом при аскетичности выбора выразительных средств."
"Суровый, черно-белый - колорит, огромное напряжение и внутренняя собранность, немногословность - только о главном! - каждая нота значима, каждый штрих - необходим... Музыка Уствольской трагедийна по сути, ее нельзя только прослушать, ее нужно прожить, и она обжигает экспрессией и болью. Но неужели женщиной сказано это мужественное и сильное, лишенное рефлексии и сентиментальности музыкальное слово?!"
"Ее сонаты и симфонии — нечто большее, чем музыка: предельная псиxологическая достоверность разрушает ощущение искусства"
"Гениальный композитор, она писала настолько странную музыку, что место ей невозможно найти не в одной классификации. В ее музыке не было места метру и акцентам, но они ей, в общем-то, были и не нужны — какой-то иной, жесткий и неумолимый ритм пронизывает насквозь ее произведения. В ее сочинениях редко можно найти иные длительности, кроме четвертей и вторых, но сколь же огромные миры разверзаются посредством столь лапидарной техники! Сама структура ее композиций, ее гармонии и лады, создавали музыку там, где музыки, по сути, быть не могло. Это что-то иное, не мелодия, но скорее исступленная молитва. Мизантропическая медитация о благе общества. Визг непроизнесенных слов и неявленных понятий, выражение подавленных и оттого невыносимых эмоций.
Она была мастером контрастов. Композиции для ф-но, тубы и флейты пикколо, для 8 контрабасов, для 4-х фаготов и ф-но, для 6-ти туб... Впрочем, в ее музыке эти безумные сочетания смотрелись совершенно органично.
Она прожила тяжелую и странную жизнь. Человек, который всю жизнь хотел остаться один. Композитор, не ходивший на собственные концерты, ни с кем не ведущий бесед и не отвечающий на телефонные звонки. У нас почти нет ее фотографий, всего одна книга с ее высказываниями производит страшное и завораживающее впечатление:
«Я начинаю писать тогда, когда вхожу в особое состояние милости. Музыка рождается во мне, и когда приходит время, я записываю ее. Если время не приходит — я ее уничтожаю. Весь процесс сотворения музыки совершается в моей голове и душе. Я одна определяю путь моей работы.» «Я прошу всех, кому дорого мое творчество, — писала Уствольская, — не делать его теоретического анализа»
УСТВОЛЬСКАЯ, ГАЛИНА ИВАНОВНА (р. 1919), русский композитор. Родилась 17 июня 1919 в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). В 1937–1939 обучалась в музыкальном училище, затем в Ленинградской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова по классу композиции Д.Д.Шостаковича и в аспирантуре при ней (до 1947). Вела класс композиции в музыкальном училище, где среди ее учеников был Б.И.Тищенко. Шостакович высоко ценил творчество Уствольской, которое активно развивалось с середины 1940-х годов (концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр, 1946; Сон Степана Разина – былина на народные слова для баса и симфонического оркестра, 1948), и предсказал ему всемирное признание. Он даже использовал в своем струнном квартете № 5 и в сюите Сонеты на стихи Микеланджело (№ 9) вторую тему из финала трио для кларнета, скрипки и фортепиано Уствольской.
Долгое время ее музыка практически не исполнялась и не принималась критиками, она осуждалась за элитарность, узость, жесткость и т.п. Ряд сочинений Уствольской подвергся издательской «редактуре» (например, проставлялись тактовые черты там, где их не было и не должно было быть); ныне при исполнении учитывается рукописный вид нотации ее сочинений.Музыка Уствольской уникальна и в буквальном смысле ни на что не похожа, она чрезвычайно экспрессивна, мужественна, сурова и исполнена трагическим пафосом при аскетичности выбора выразительных средств. Музыкальное мышление Уствольской отличается мощным интеллектуализмом, содержание произведений – пронзительной духовностью. Принципы организации ее музыки логичны и просты, естественны и самобытны.
С конца 1980-х годов возникает интерес к музыке Уствольской сначала за рубежом, а затем в России. Главная область ее творчества – камерно-инструментальная музыка (хотя, по словам самой Уствольской, ее сочинения «не являются камерной музыкой даже в том случае, если речь идет о сольной сонате»). Соната для виолончели с оркестром № 1 была создана в 1946, затем последовали шесть фортепианных сонат (1947, 1949, 1952, 1957, 1986, 1988). Исполнительские составы симфонических и инструментальных произведений Уствольской всегда уникальны. Три из пяти ее симфоний (последняя – под названием Аминь – создана в 1990) написаны на тексты немецкого монаха-музыканта 11 в. Германа Расслабленного (Контрактуса); Вторая (1979) – Истинное и вечное блаженство для оркестра и голоса соло; Третья (1983) – Иисусе, Мессия, спаси нас! для духовых, ударных, чтеца и фортепиано, Четвертая (1987) – Молитва для контральто, трубы, фортепиано и там-тама. Среди инструментальных произведений Уствольской Композиция № 1 Dona nobis pacem для флейты-пикколо, тубы и фортепиано (1970–1971), Композиция № 2 Dies irae для восьми контрабасов, ударных и фортепиано (1972–1973), Композиция № 3 Benedictus, qui venit для четырех флейт, четырех фаготов и фортепиано (1974–1975).
Уствольская – лауреат Гейдельбергской премии за достижения в области искусства (1992).
Сочинения:
Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946)
Соната для виолончели и фортепиано (1946)
Первая соната для фортепиано (1947)
«Сон Степана Разина». Былина для баса и симфонического оркестра (1948)
Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1949)
Октет для двух гобоев, четырёх скрипок, литавр и фортепиано (1949—1950)
Вторая соната для фортепиано (1951)
Симфониетта (1951)
Третья соната для фортепиано (1952)
Соната для скрипки и фортепиано (1952)
Сюита «Болдинская осень» (1952)
Двенадцать прелюдий для фортепиано (1953)
Первая симфония для большого оркестра и двух солистов-мальчиков. Текст Дж. Родари (1955)
Четвёртая соната для фортепиано (1957)
Большой дуэт для виолончели и фортепиано (1959)
Дуэт для скрипки и фортепиано (1964)
Композиция № 1. Dona nobis pacem для флейты пикколо, тубы и фортепиано (1970—1971)
Композиция № 2. Dies irae для восьми контрабасов, ударных и фортепиано (1972—1973)
Композиция № 3. Benedictus, qui venit. для четырёх флейт, четырёх фаготов и фортепиано (1974—1975)
Вторая симфония «Истинная, Вечная Благость» для оркестра и голоса соло. Текст Г. Контрактуса (1979)
Третья симфония «Иисусе Мессия, спаси нас!» для духовых, ударных, контрабаса, чтеца и фортепиано. Текст Г. Контрактуса (1983)
Четвёртая симфония «Молитва» для контральто, трубы, фортепиано и тамтама. Текст Г. Контрактуса (1985—1987)
Пятая соната для фортепиано (1986)
Шестая соната для фортепиано (1988)
Пятая симфония Amen для скрипки, гобоя, трубы, тубы, ударных и солиста (1989—1990)
Отредактировано leonotdelnov (2009-04-25 17:03:45)